Судьба солдата. Как воронежские поисковики возвращают имена погибшим красноармейцам
Останки 96 советских воинов перезахоронили в Рамонском районе.
Список безымянных защитников региона стал меньше, и ещё почти сто бойцов советской армии обрели вечный покой. Останки погибших в годы войны сегодня перезахоронили в братской могиле села Чистая Поляна.
Поисковикам удалось опознать красноармейца Григория Шерстнёва, старшину Ивана Апарина и сержанта Ивана Шапошникова. Последние почести павшим отдали старожилы и местные школьники, представители воронежского гарнизона Западного военного округа.
Это – очередная победа воронежских поисковиков. У полей сражений 77 летней давности отвоёвано еще 96 бойцов. И трое – больше не безымянные.
Среди них сержант Иван Шапошников. Выяснили, что до войны был председателем села в Ставрополье, погиб в 36 лет. Его медальон нашли в яме с останками трёх бойцов. Захоронят их так же, вместе – определить, кто из них Шапошников, может лишь экспертиза ДНК. Боевой путь удалось проследить.
Поисковик областной общественной организации ветеранов боевых действий «Патриот» Александр Колбешкин приоткрыл часть воинской судьбы погибшего:
– Он служил под Воронежем, защищал северные окраины нашего Воронежа. Его полк стоял в нынешнем нашем яблоневом саду. И вот, видимо, или во время того, как транспортировали его в госпиталь, он умер, либо был авианалет, потому что при нем не было вооружения. Нашлись его родственники, им будут переданы личные вещи их прадеда – у него на данный момент аж 15 правнуков и внуков.
О нем «рассказала» папиросная бумага. На такой сержант Шапошников всё же написал своё имя. Хотя заполнять солдатские медальоны считалось плохой приметой. Чтобы не остаться безымянными, самые суеверные предпочитали так называемое «окопное творчество».
Некоторые красноармейцы подписывали свои каски, кружки, флажки. В итоге теперь именно этот металл и возвращает им имена. Но, опять же, это происходит крайне редко. Так из перезахороненных здесь опознано только около 60 человек. То есть, примерно, всего лишь каждый тридцать третий.
Сама Чистая Поляна летом 42-го оказалась на пути немцев к Сталинграду. До января 43-го была оккупирована. Марии Мещеряковой тогда было три. Вспоминает рассказы мамы, как всей семей прятались от фашистов в яме. С войны в село не вернулась четверть его жителей. Глава семьи –Мещеряковых тоже. Дочь надеется, ему где-то так же несут цветы:
– Может, кто, где и кладёт ему, а мы здесь положим. Мой отец призывался в Эстонии, в городе Таллинне, он уехал, заработать хотел для нас. Но не пришлось нам его дождаться, погиб, пропавший без вести, а где в какой стране он был, где воевал, пока не известно ничего.
Эти защитники Рамонского района отправляются в последний путь. Уже со всеми положенными почестями земле их придают курсанты и те же поисковики.
По ним звонит и местный колокол. А эта братская могила теперь, говорят, самая большая в районе. Здесь перезахоронили уже свыше двух тысяч бойцов. За считанные дни до 74 годовщины Великой Победы земля Чистой Поляны снова становится багряной – от гвоздик и тюльпанов.