Дело без тела. Почему с 4 воронежских полицейских сняли обвинения в убийстве задержанного
Опера продолжают оставаться в СИЗО в связи с делом о превышении полномочий.
Фото: Страница Виктора Шилова, «ВКонтакте»
Новый, но вполне ожидаемый поворот случился в резонансном деле четверых воронежских полицейских. Их задержали за убийство человека, который пропал без вести в мае 2018 года. Сейчас расследование дела подходит к концу, и обвинения в убийстве человека с бывших оперуполномоченных сняли. Об этом стало известно 18 июня из официальной информации Ленинского районного суда о продлении полицейским ареста.
В обвинениях экс-полицейских Александра Шевченко и Владимира Черникова осталась статья о превышении служебных полномочий. У двоих бывших оперуполномоченных Дмитрия Максимова и Владимира Пыркова тоже нет убийства, но появилось ещё по одному эпизоду той же «должностной статьи» и обвинения о незаконном проникновении в жилище.
Почему воронежских полицейских всё-таки не будут судить за убийство исчезнувшего человека, вместе с представителями правозащитной организации «Зона права» разбиралась корреспондент «Вести Воронеж».
Признание и молчание
Четверых воронежских полицейских обвинили в убийстве Виктора Шилова и поместили в СИЗО в сентябре 2018. Решиться доказать, что опера вывезли из дома, забили человека и спрятали тело, с самого начала было смелым поступком. Эту попытку сотрудники МВД и СКР предприняли не на ровном месте.
Сразу после задержания оперуполномоченный Александр Шевченко рассказал о деталях гибели Виктора Шилова. Обещал показать, где с коллегами закопали тело, однако быстро передумал. Как говорят силовики, «переобулся». С тех пор все четверо арестованных категорически отрицают, что видели и увозили из дома Шилова. Все они воспользовались правом не свидетельствовать против себя.
Пожалуй, даже мама пропавшего мужчины Надежда Шилова верила в разоблачение полицейских меньше, чем силовики.
– Куда они его дели? Куда дели? Конечно, они не признаются – ребята тёртые, матёрые… В полиции работают, — говорила Надежда Шилова в разговоре с «Вести Воронеж». – Вряд ли их удастся посадить, хотя в управлении собственной безопасности полиции мне пообещали, что будут искать сына, что их осудят. Сказали, будут сидеть, пока Шилов не найдётся. Как его найдут? Где его найдут? И за что его? В одном полотенце забрали, даже поесть он не успел.
Последний вечер Виктора Шилова
За что, почему и как забрали из дома Виктора Шилова, следователи воронежского СКР выяснили в деталях. Вся эта информация есть в материалах дела, с которым корреспондента «Вести Воронеж» познакомили юристы «Зоны права». Эта организация представляет в деле интересы потерпевших – мамы, супруги и старшей дочери Виктора Шилова.
Четверо оперов приехали 7 мая 2018 года в село Богданово, где Виктор Шилов жил с семьёй, чтобы раскрыть грабёж киоска быстрого питания «Робин Сдобин» на улице 9 Января. Они разыскивали знакомого Шилова, с которым того когда-то судили вместе за разбой. Мужчину заподозрили в том, что он, угрожая продавцу, забрал из киоска деньги и ящик пива.
К Виктору Шилову пришли, чтобы он рассказал, где прячется друг. Формально ни подозреваемым, ни задержанным Шилов не был. Предполагали, что его приятель мог уехать с ним на автомобиле после налёта на киоск.
Как Виктора Шилова увезли из дома в красках рассказала его дочь, которой тогда было 17 лет. В тот вечер, когда Шилова в полотенце после душа и шлёпках, забрали опера, его жена и маленькие сыновья гостили у бабушки.
По словам девушки, отец вернулся с работы в автосервисе примерно в 19:30. Он поужинал и отправил дочь за лимонадом. На обратном пути девушка увидела у дома незнакомую «четырнадцатую». Рядом с домом какой-то полный мужчина пытался пробраться по лестнице у гаража во двор. Она поняла, что незнакомец, от которого сильно пахло спиртным, ищет её отца. В это время Виктор купался в летнем душе, куда девушка и отвела незваного гостя.
Узнав, что к нему пришли, Шилов завернулся в полотенце и вышел из душа с мочалкой в руках. Он не узнал визитёра, но вышел с ним за ворота. На часах было около 21 часа.
Соседи Шиловых рассказали, что видели, как трое мужчин затолкали Виктора в «четырнадцатую» и увезли в неизвестном направлении.
Вернувшись домой, жена Шилова заявила в полицию о его исчезновении, по факту которого 19 июня 2018 года было возбуждено уголовное дело об убийстве.
Ловля беглеца
Ключевые события этой истории разворачивались на улице 45 Стрелковой Дивизии с 22 до 23 часов. О них известно из показаний двух очевидцев, которые, опасаясь преследований сотрудников полиции, стали засекреченными свидетелями. Они думали, что помогли полицейским поймать насильника и педофила. Когда же узнали об обмане, были в ужасе от того, что задержали не преступника, а жертву.
В многоэтажку на улице 45 Стрелковой Дивизии опера привезли Виктора Шилова, чтобы он показал, где живёт его друг. Якобы за это мужчину обещали отпустить домой. Но Шилов стал водить полицейских по квартирам, где жили совсем другие люди. Опера ругались, надели на него наручники. Когда один из оперов звонил в домофон, Виктор вдруг вырвался и побежал от полицейских в сторону автозаправки.
Жилец одной из многоэтажек в тот вечер вышел в супермаркет рядом с домом. У заправки к нему обратились двое мужчин (как прохожий узнал позже, Шевченко и Черников). Они показали удостоверения оперуполномоченных и спросили парня, не видел ли он человека в трусах и наручниках. Объяснили, что от них при задержании сбежал насильник.
Когда молодой человек возвращался из магазина, он услышал крики «Держи его» и увидел человека в трусах – того самого, которого искали опера. Парень бросил пакеты и решил помочь его задержать. Очевидец побежал в сторону частного сектора на улице Новгородская. Он упустил беглеца из виду, остановился отдышаться и услышал шорох. Парень пошёл на звук и увидел в кустах у забора в деревянном ящике для мусора лежащего на боку человека. Он был в одних трусах, руки были скованы за спиной в наручники.
– Я крикнул: «Я нашёл его». Мужчина тяжело дышал. Бежать ему было некуда, дальше только забор. Примерно через минуту примчался Шевченко, стал вытаскивать мужчину из этого ящика, он активно сопротивлялся, – рассказал на допросе свидетель.
Всё это видела девушка, к которой также подошли у заправки полицейские и попросили помочь в поисках «педофила и насильника». Когда какой-то парень у неё на глазах бросил пакеты с едой посреди улицы и помчался догонять преступника, она подняла пакеты и отправилась следом за ними. Девушка застала беглеца в ужасном положении – в куче мусора, откуда он и выбраться не мог из-за наручников. Прохожая бросилась звонить в службу «112», когда подошёл Шевченко. Пока очевидица вызывала полицию, подошли ещё два опера. Задержанный лежал на животе, когда грузный Шевченко сел на него верхом.
– Беглец кричал, что не виноват, просит его отпустить. Не успокаивался, не мог смириться с таким положением. Я просила, зачем он изнасиловал девочек. Но мужчина отвечал, что не делал этого. Шевченко пил пиво и бил беглеца кулаками по спине и тазу и ругался, – рассказала свидетельница.
Доброволец, который помог поймать Шилова, конкретизировал, что удары по спине были сильными, бил полицейский очень агрессивно.
Оперуполномоченные вызвали подмогу и поблагодарили людей, которые им помогли. Шевченко даже познакомился с обоими и в благодарность оставил номер мобильника, чтобы к нему обращались в случае чего.
– Шилова подняли с асфальта, взяли под руки и повели. Самостоятельно тот идти не мог, он как бы повис на руках, ноги уже подволакивал. Голова у него не держалась ровно, свисала вниз к груди и болталась, – так описал уход полицейских и задержанного очевидец.
С тех пор Виктора Шилова никто не видел.
Очевидное, но недоказанное
Виктор Шилов числится пропавшим без вести уже больше года. Хотя в этой ситуации всё для всех очевидно, доказать его убийство невозможно. Действует узаконенное правило: «Нет тела – нет дела». Факт совершения убийства невозможно доказать без трупа жертвы. Ни один суд, несмотря на показания свидетелей и другие доказательства, не сможет вынести обвинительный приговор за убийство. Кому, как не операм, это было знать. К слову, друга Шилова всё-таки нашли и задержали за тот самый грабёж. Он уверен, что исчезновение Виктора на совести полицейских.
Во время расследования Владимира Пыркова и Дмитрия Максимова обвинили в ещё одном эпизоде превышения полномочий и незаконном проникновении в жилище. По версии следствия, 7 мая 2018 года примерно в 23:15 опера в поисках подозреваемого в грабеже вломились в чужую квартиру. Полицейские напугали супружескую пару, потребовав показать документы на квартиру. В ответ на просьбу вызвать участкового и во второй раз показать удостоверения стражи порядка устроили потасовку с хозяином квартиры. Вероятнее всего, в это время их коллеги Шевченко и Черников устроили погоню за сбежавшим Виктором Шиловым. И своим поведением тот их очень сильно разозлил.
Так как из дела четверых оперов убрали обвинения в убийстве, им теперь грозят сроки значительно меньше, чем предполагалось. Так как формально Виктор Шилов как бы жив, ведь обратного не доказано, неизвестно, смогут ли его родные и в суде оставаться потерпевшими по делу полицейских о превышении служебных полномочий.
– Да, действительно, обвинений в убийстве Виктора Шилова у бывших полицейских больше нет. Эпизод о его смерти выделили в отдельное производство, так как не удалось доказать, что человек мёртв, – рассказал представляющий интересы потерпевших Сергей Локтев, юрист организации «Зона права». – На сегодняшний день нас ознакомили с материалами дела в порядке ст. 216 УПК РФ как потерпевших. Ждём направления дела полицейских в суд и процесса.
Закон, здравый смысл и логика отлично объясняют, почему не получится довести обвинения в убийстве Виктора Шилова до суда, оправдывают все причины несправедливости. Но кто объяснит матери, жене и троим детям Виктора Шилова, почему его невозможно похоронить как любого нормального человека, куда к нему сходить на могилу? Кто объяснит, почему им надо смириться с тем, что за страшную смерть, отнятую жизнь и их сломанные судьбы никто никогда не ответит?