< >

«Не кормили и не лечили». Арестованная в Воронеже мать 10 детей умерла в СИЗО

В суд Наталью Ильину принесли на матрасе, через 8 дней она скончалась.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 163216
«Не кормили и не лечили». Арестованная в Воронеже мать 10 детей умерла в СИЗО

 Жуткая история случилась с 61-летней Натальей Ильиной, которую воронежский суд арестовал в сентябре 2018 года. Мать 10 детей задержали в Воронеже по подозрению в покушении на мошенничество. Несмотря на небольшой ущерб и нетяжкую статью, пенсионерку отправили в СИЗО. Решение воронежского суда о помещении под стражу Натальи Ильиной стало для неё роковым, уверена семья женщины и адвокаты.

Наталья Ильина провела в СИЗО №3 Воронежа полгода – до марта 2019-го. Потом женщину перевезли в Нижний Новгород, где, по словам защиты Ильиной, начался настоящий кошмар. Адвокат Ильиной Александра Смирнова предоставила «Вести Воронеж» шокирующие фото из суда Нижнего Новгорода, куда истощённую и умирающую женщину принесли на матрасе, чтобы продлить ей стражу. Несмотря на мольбы адвоката и дочери о смягчении меры пресечения, Ильину оставили под арестом. Через 8 дней женщина скончалась в СИЗО.

В нижегородском ФСИН опровергли версию семьи, что Наталью Ильину не кормили и не лечили в СИЗО. Ухудшение состояния женщины и её смерть объясняют тяжёлыми заболеваниями. При этом никто пока не может объяснить, какая была необходимость оставлять угасающего человека под арестом. Непонятно, почему следователь МВД, прокурор и судья, которые должны были знать о тяжёлых болезнях Ильиной и видели её состояние, не отпустили её умирать домой.

Арестовали за ущерб 20 тыс. рублей

Полицейские задержали Наталью Ильину, когда она была в Воронеже по делам. У женщины нет было в Воронеже своего жилья, поэтому многодетную мать поместили в воронежское СИЗО № 3, а не под домашний арест или подписку о невыезде.

–  Я не могу разглашать материалы дела, пока идёт расследование. Но могу сказать, что ущерб по воронежскому эпизоду был всего 20 тыс. рублей. Его полностью возместили. Дело же о мошенничестве в сфере недвижимости, где было трое подозреваемых, передали в Нижний Новгород, так как там в производстве полиции были другие эпизоды. Поэтому и перевезли Наталью Георгиевну, – рассказывает адвокат Александра Смирнова.

Наталья Ильина незадолго до задержания 

По словам защиты, к воронежскому СИЗО у семьи Ильиной никаких претензий нет. Напротив, на контрасте с СИЗО №1 Нижнего Новгорода, условия в «тройке» можно считать прекрасными. Многодетная мать получала необходимые лекарства, передачи от родных, покупала продукты в интернет-магазине и щедро делилась едой с сокамерницами. Сотрудники местного ФСИН характеризовали её как положительного человека, который опекает всех как мама.

Таяла на глазах

По словам Александры Смирновой, её подзащитную очень пугало этапирование в Нижний Новгород. Нередко перевозка арестованных под конвоем даже на небольшие расстояния может растянуться на 2-3 недели. Однако Ильину перевезли на поезде с комфортом всего за трое суток. Это было в марте 2019 года. У женщины был положительный настрой, она не жаловалась на самочувствие и здоровье. А через два месяца её не стало.

– СИЗО в Нижнем Новгороде считается одним из худших в стране. Знаю и от других своих подзащитных, что там не дают необходимых лекарств, плохо кормят, невозможно купить продукты в местном ларьке без родственников. Родные же, которые приезжали навестить Ильину из Москвы, могли купить за один раз не больше 30 кг еды, – рассказывает Александра Смирнова. – Наталья Георгиевна всегда делилась с сокамерницами всем, чем у неё есть. Сама же могла большую часть времени оставаться голодной. Питание в этом учреждении оказалось ужасным. Моя подзащитная жаловалась, что её не кормят. Такое отношение могло быть связано с тем, что Ильина отказывалась признавать вину. Человек стал таять на глазах.

Сразу же после перевода семья Ильиной пыталась добиться смягчения меры пресечения. У женщины муж-инвалид, дети-студенты, слабое здоровье и не самое опасное для общества преступление. Родные готовы были снять ей квартиру в чужом городе, чтобы ее могли поместить под домашний арест. Но ничего не помогло.

Самый гуманный суд

Настоящий кошмар случился 30 апреля, когда Наталье Ильиной продляли арест в Нижегородском районном суде Нижнего Новгорода. За день до этого с женщиной хотела встретиться дочь. В свидании ей отказали, так как мать упала в обморок. Однако к продлению стражи Ильина, по мнению сотрудников ФСИН и следователя, выздоровела, рассказывает адвокат Смирнова.

Дочь женщины и её адвокат были в ужасе, когда Наталью Георгиевну внесли в зал суда на матрасе. Пенсионерка сама идти не могла, выглядела больной и истощённой. Следователь же заявила, что Ильина симулирует, пояснила защитник. По словам Смирновой, и она, и судья, и конвоиры делали вид, что ничего не происходит. Просто вели заседание несмотря на то, что обвиняемая явно ничего не понимала. Адвокат Смирнова указала суду на это, но её проигнорировали.

Фото с продления ареста Наталье Ильиной шокируют 

Смирнова, ссылаясь на тяжёлое состояние подзащитной, просила о смягчении её участи. В зал суда вызвали скорую, врачи заподозрили у Ильиной пневмонию и сначала сказали о необходимости срочной госпитализации, но потом уехали без больной.

Когда Ильина ненадолго пришла в себя в суде, она призналась, что у неё нет сил из-за голода. Пристав из жалости разрешил напоить женщину молоком. Она была так слаба, что не смогла самостоятельно пить. После этого Ильину увезли обратно в СИЗО, где кормить её было некому, некому заботиться о её здоровье. Этим многодетной матери подписали смертный приговор, считают дети Ильиной.

До Европейского суда

После продления ареста наступили майские праздники и до Ильиной в изоляторе никому не было дела. Её зачем-то перевели психиатрическое отделение филиала тюремной больницы. Там, как выяснили адвокаты позже, их подзащитная лежала неделю до продления ареста 30 апреля. Однако никто на стал это учитывать и сообщать родным и суду.

Александра Смирнова с большим трудом прорвалась к своей подзащитной 7 мая в психиатрическое отделение. Она увидела, что Ильиной стало еще хуже.  Женщина была в той же майке, что и в суде. На лице у Ильиной защитница заметила ссадины и предположила, что её били. Адвокат считает, что такое отношение к многодетной матери могло быть из-за желания силовиков добиться признательных показаний.

– Врач спросила, не болел ли кто-то в семье Ильиной туберкулёзом. Вероятно, у неё подозревали такой диагноз. Я пошла к начальнику СИЗО Денису Данилову. Он мне сказал, что Ильину вылечат и «она будет бегать», – вспоминает Александра Смирнова. – Наталья Георгиевна умерла через несколько часов. Мне об этом сказали утром 8 мая, когда я пришла в больницу с памперсами для неё. В заключении о смерти написали, что причиной смерти стала острая коронарная недостаточность.

Ни адвокаты, ни семья не верят в версию о сердечном приступе. Александра Смирнова предполагает, что Ильина под арестом могла заразиться туберкулёзом и угаснуть из-за ужасных условий, отсутствия питания, лечения и помощи.

– Мы писали везде жалобы, когда моя подзащитная была жива. Но отношение правоохранительной системы в Нижнем Новгороде было понятно. Его, пожалуй, выразил сотрудник аппарата уполномоченного по правам человека Нижегородской области. «А что вы хотели, она же совершила преступление!» – сказал мне он. – Это тот, кто должен защищать права других людей говорит такие вещи до того, как суд признал виновным. Что уж говорить об остальных – следователе, прокуроре, судье, сотруднике ФСИН, – рассуждает Александра Смирнова. – Сейчас по нашим жалобам в отношении всех тех, кто связан со смертью Ильиной, проводятся проверки. Мы ждём результатов.

Семья Натальи Ильиной будет бороться, чтобы за её смерть все те, кто виноват, понесли заслуженные наказания. Дети женщины готовы дойти до Европейского суда, чтобы рассказать о том, что творится в российском СИЗО.

Версия ФСИН 

По факту смерти женщины проводится доследственная проверка, в ходе которой будут установлены все обстоятельства, пояснили корреспонденту «Вести Воронеж» в пресс-службе СУ СКР по Нижегородской области. 

Пресс-служба ГУФСИН по Нижегородской области в ответ на редакционный запрос главе ведомства Николаю Теущакову опровергла версию защиты и семьи Натальи Ильиной. Во ФСИН заверили, что данные о том, что женщину не кормили и не лечили, «является недостоверной и не соответствует действительности».

– Наталья Ильина поступила в СИЗО №1 ГУ ФСИН по Нижегородской области с рядом тяжёлых социально значимых заболеваний, в том числе неизлечимых, – пояснили в пресс-службе ФСИН по Нижегородской области, отметив, что в публикациях СМИ об этом «сознательно либо по незнанию умалчивают».

В ведомстве рассказали, что во время пребывания в изоляторе Наталья Ильина всё время находилась под наблюдением медработников, её осматривали и консультировали врачи-специалисты. Однако у неё было такое тяжёлое заболевание, что состояние её здоровья неизбежно ухудшалось.

Остаётся вопрос, зачем настолько больную пожилую женщину, которую обвиняли в нетяжком преступлении, было держать в СИЗО. Его можно адресовать следователю МВД, прокурору и судье, которые вернули Ильину на матрасе в изолятор. Как говорят в силовых структурах Нижнего Новгорода, их действия и обоснованность решений тоже сейчас проверяют.  

Корреспонденты «Вести Воронеж» будут следить за развитием событий.

Фото предоставлено адвокатом Александрой Смирновой 

Читайте также