< >

«Признался, когда били». Экс-замдекана воронежского вуза опроверг обвинения в 30 взятках

По версии следствия, доцент Владислав Савостин получил от студентов 450 тыс. рублей.

«Признался, когда били». Экс-замдекана воронежского вуза опроверг обвинения в 30 взятках

В Воронеже 4 июля начался суд над бывшим замдекана фармацевтического факультета медуниверситета Владиславом Савостиным. Его обвиняют в получении 30 взяток от студентов на общую сумму 450 тыс. рублей.

В суде экс-преподаватель рассказал, что его при задержании избили силовики, вынудив дать признательные показания. В подтверждение своих слов Савостин предоставил фото побоев. Доцент кафедры фармакологии объяснил, почему у него не было полномочий повлиять на результат аттестации студентов. Его адвокат Павел Мальцев и вовсе считает, что эта история не о взятках, а о подстрекательстве к совершению преступления и «в некоторой части провокации». Что не так с громким коррупционным делом, выясняла в суде корреспондент «Вести Воронеж».

За что судят замдекана фармфакультета

До недавнего времени Владислав Савостин работал замдекана фармацевтического факультета ВГМУ. У доцента кафедры фармакология в вузе было  немало обязанностей, в том числе он входил в состав государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Согласно приказу руководства вуза, Савостина назначили её секретарём. На основании результатов государственной итоговой аттестации студентам 6 курса должны были выдать дипломы об окончании ВГМУ имени Бурденко по специальности «провизор».

Согласно обвинению, Владислав Савостин составлял организационно-распорядительные документы – протоколы заседаний ГЭК, вёл экзаменационные ведомости и потому «имел доступ к внесению в них сведений, не соответствующих действительности». На их основании потом принимали решения о сдаче или несдаче студентами университета государственной итоговой аттестации, зачитала в суде гособвинитель Людмила Турусова.

История о 30 взятках началась с беседы Владислава Савостина и студентки 6 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Встреча произошла 16 января 2019 года в коридоре недалеко от кабинета декана фармфакультета. Как считает обвинение, Савостин решил взять с каждого студента выпускного курса заочного отделения по 15 тыс. рублей за то, что не будет «надлежащим образом» проверять и оценивать их знания при проведении итоговой аттестации 2018-2019 учебного года. В обмен на деньги преподаватель якобы обещал положительные отметки.

По поручению Владислава Савостина студентка поговорила с однокурсниками и передала им требование преподавателя. На следующий день, 17 января, девушка сама принесла 15 тыс. рублей и собрала по столько же с 29 других студентов. В итоге она передала Савостину 450 тыс. рублей в кабинете вуза. Девушка была участницей оперативно-розыскного мероприятия, и Владислава Савостина сразу же после получения денег задержали. По итогам расследования Владислава Савостина обвинили в получении 30 взяток от студентов.

Почему экс-преподаватель отказался от признания вины  

Владислав Савостин отказался признать вину в получении 30 взяток и объяснил суду своё отношение к обвинению. Бывший преподаватель медуниверситета рассказал шокирующие детали своего задержания. По словам Савостина, оперуполномоченные избили его прямо в служебном кабинете. Поэтому он и вынужден был признать вину.

–  Они били с внутренней стороны ног по голени, в области коленного сустава, по бедру. Поскольку я не соглашался взять на себя обвинения, начали наносить удары по туловищу, по спине. Я опустил руки, чтобы защититься от этих ударов, они стали бить по ушам ладонями. В конечном счёте я был вынужден признать обвинение, потому что они сказали, что сейчас поедут к моей семье, – рассказал Владислав Савостин.

По словам Савостина, пока расследовали дело о взятках, некоторые полицейские из управления экономической безопасности и противодействия коррупции регионального МВД сами оказались под следствием за коррупцию. Савостин же после избиения побоялся о нём заявлять. Но родные Савостина сняли травмы на фото. Бывший преподаватель в подтверждение своих слов предоставил их «Вести Воронеж».

Заявление о давлении со стороны силовиков Савостин написал, когда синяки уже сошли. Но о результатах проверки в отношении оперуполномоченных ничего официально неизвестно. Вероятнее всего, в возбуждении уголовного дела о превышении полицейскими полномочий будет отказано.  Савостин признался, что и сейчас, рассказывая в суде правду, опасается возможных последствий.

Какую версию выдвинула защита

Владислав Савостин объяснил суду, почему никак не мог повлиять на оценки, которые студенты получали во время ГЭК, проходящей в несколько этапов. Если бы это был обычный экзамен, и он принимал бы его как преподаватель, то ещё можно было бы говорить о выставлении отметок без проверки знаний. Но итоговую аттестацию проводит целая комиссия, а секретарь после открытого обсуждения лишь оформляет её мнение. Других полномочий у секретаря нет. При этом каждый протокол подписывает председатель ГЭК.

– Следствие утверждает, что есть сводная ведомость, которую я якобы подписываю единолично, и на её основании студенты получают диплом о высшем образовании. Это единственный довод следствия для обвинения меня во взятке, – подчеркнул Владислав Савостин, отметив, что на самом деле этот документ отражает выписки протоколов и нужен больше для статистики.  

Владислав Савостин настаивает, что такая фальсификация, которую ему приписывают, в принципе, невозможна.

– Основной документ студента – зачётная книжка. В ней отражены все формы промежуточной и итоговой аттестации, каждый этап которой заверяют члены и председатель ГЭК. После завершения итоговой аттестации принимают решение о присвоении квалификации. Декан вносит сведения о номере выданного диплома и ставит свою подпись, – объяснил экс-преподаватель. – К заполнению зачётных книжек секретарь ГЭК никакого отношения не имеет, свою подпись нигде не ставит. Зачётки хранятся 75 лет в архиве вуза. Существование зачётной книжки полностью исключает даже теоретическую возможность повлиять на получение диплома путём внесения в протокол ГЭК сведений, которые не соответствует действительности.  

По словам подсудимого, на следствии, несмотря на просьбы защиты, никто не стал разбираться, как устроена работа ГЭК и итоговая аттестация, не изучали документы по этому поводу, не опрашивали членов комиссии. По мнению Савостина, этого не сделали, чтобы не опровергнуть свои же домыслы.

Раскритиковал работу следствия и адвокат Павел Мальцев. Он анонсировал ходатайства об исключении доказательств, которые были собраны с нарушением требований закона.

– По мнению защиты, в отношении Савостина было совершено подстрекательство к совершению преступления, а оперативно-розыскные мероприятия в какой-то части носили провокационный и неправомерный характер, – заявил в суде защитник.

Павел Мальцев считает также странным, что все 30 выпускников заочного отделения согласились заплатить за экзамены. Неужели все они так плохо учились? И откуда за полдня нашли по 15 тыс. рублей каждый? Адвокат отметил, что никто из них, кроме одной-единственной студентки, не общался с Владиславом Савостиным по поводу денег. Получается, остальные 29 человек просто поверили этой девушке на слово? Ответы на эти вопросы Савостин и его защита надеются получить во время суда.

Пока же Владислав Савостин отвечает суду, что он безработный.

– Я ушёл в отпуск с последующим увольнением 29 апреля, меня попросили. Я всегда трудился на благо университета и не хочу бросать на него тень. Ведь для меня преподавательская работа – вся жизнь, – признался Владислав Савостин.

Ещё по теме

Читайте также