«Нужен душевный подход». Что нарушают воронежские чиновники при передаче сирот в семьи
Прокуроры обнаружили 250 недочётов работы органов опеки за год.
Беременность 11-летней сироты из воронежского села обнажила недочёты в работе органов опеки и попечительства, которые контролируют приёмные семьи. Часто чиновники закрывают глаза на проблемы, чтобы всё-таки отдать ребёнка из интерната. Прокуроры контролируют, чтобы подобных провалов не происходило и государство соблюдало интересы сирот. В прошлом году они нашли 250 нарушений в работе органов опеки и попечительства. О самых частых недочётах в этой системе «Вести Воронеж» рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Воронежской области Галина Горшкова.
Государство заинтересовано в том, чтобы сирот воспитывали в семьях, а не в госучреждениях. Это не только существенная экономия на содержание ребёнка, но и, прежде всего, польза и социализация для него самого. В 2019 году в регионе усыновили 123 ребёнка, под опеку забрали 412 детей. По данным прокуратуры, сейчас в интернатах Воронежской области живут чуть больше 200 детей.
– Много людей, которые хотят взять детей в семью. За них даже иногда идёт борьба. Есть проблемы с подростками, которых забирают менее охотно, – отметила Галина Горшкова. – Органам опеки и профилактики необходим более ответственный и душевный подход при решении о помещении детей в ту или иную семью.
Прокурор назвала основные нарушения, с которыми приходится сталкиваться при проверках чиновников, занимающихся устройством сирот и контролем за их жизнью у приёмных родителей.
Иногда «в силу безалаберности» опекуны не ставят на учёт тех детей, которые имеют право на жильё. Органы опеки при проверках эти вопросы опускают. В итоге сирота становится в очередь на квартиру иногда только после достижения 18 лет.
Кроме того, прокуроры сталкивались с ситуациями, когда детей передавали в приёмные семьи без учёта мнения родственников. При этом те, возможно, хотели их взять жить к себе. Часто чиновники не проверяют соблюдение опекунами требований законодательства. Нередко ребёнка передают на воспитание бабушке, а она не взыскивает со своей дочери алименты. Опека не вмешивается, так нарушаются права ребёнка.
В ситуации с эртильским селом выяснилось, что 11 детей жили в крайне стеснённых условиях. Вместо положенных законом 12 кв. метров площади на одного члена семьи, в доме полагалось по 6 кв. метров на приёмного ребёнка. В опеке на это закрывали глаза, потому что «нельзя разлучать братьев и сестёр». Не так-то часто в семьи решаются взять сразу по три-четыре ребёнка. В данном случае стеснённые условия могли спровоцировать интимные отношения между подростками, считают в прокуратуре. Приёмная семья с 11 детьми ютилась в частном доме в 80 кв. метрах.
О положении школьницы стало известно, когда приёмная мать привезла детей на плановый осмотр к врачам в Воронеж. Там выяснилось, что девочка находится на 15 неделе беременности. Отцом ребёнка оказался другой приёмный ребёнок, 14-летний мальчик. Делать аборт уже поздно.
У школьников, которые оказались в центре скандала, было очень трудное детство. Оба из сложных семей, где родителей лишили прав. Мальчика взяли под опеку вместе с братьями и сёстрами. Поэтому теперь после случившегося сложно решить его судьбу отдельно. В этой же семье остаётся жить пока и беременная школьница. Что будет с девочкой и её будущим ребёнком, пока тоже непонятно.