С оптимизмом и осторожностью. Как воронежский рынок труда восстановился после пандемии
В наиболее пострадавшие области вновь требуется персонал.
Фото: Вести Воронеж
Все, кто мог потерять работу из-за пандемии, кажется, уже её лишились. В регионе в два раза замедлился рост безработицы. В среднем на учёт встают около полутора тысяч человек в неделю, тогда как в середине апреля в центрах занятости еженедельно регистрировали по три тысячи безработных. Всего в области людей без постоянной занятости почти 42 тыс. Треть из них были уволены именно в период пандемии коронавируса, то есть позднее 1 марта нынешнего года.
С начала июля темпы роста безработицы в регионе замедлились почти в 2 раза. В среднем на учет встают 1,7 тыс. человек в неделю, тогда как в середине апреля в центрах занятости еженедельно регистрировали по 3 тыс. безработных. К 27 июля в Воронежской области зарегистрировано 41,9 тыс. безработных. Из них 38% — длительно безработные и впервые ищущие работу, 28% — уволенные до 1 марта, 34% — уволенные с 1 марта.
Работа есть даже в период пандемии, главное знать, где искать. Сейчас в центре занятости Воронежской области открыто больше 17 тыс. вакансий. После введения ограничений, рынок труда кардинально изменился. Например, в апреле по сравнению с мартом, в сфере туризма и ресторанного бизнеса количество предлагаемых вакансий уменьшилось почти вдвое. Но не успели люди адаптироваться к этим реалиям, как возникли новые после того, как разрешили работать летним площадкам и фитнес-клубам. Все подробности в материале «Вести Воронеж».
Весь тренировочный зал разделен на полутораметровые квадраты, чтобы клиенты не нарушали социальную дистанцию. Заниматься спортом пока можно только так. Впрочем, ограничения не мешают ни клиентам, ни персоналу, уверяет тренер Светлана Коржова, которая больше трёх месяцев работала онлайн. А могла и вовсе остаться без работы.
– Не уволилась потому, что в принципе фитнес-индустрия закрылась, если бы я ушла, то и некуда идти. Поэтому все тренеры постарались перейти в режим онлайн, как-то так пытаться выживать эти три месяца, – говорит тренер.
Во время простоя зарплату не платили. В итоге четверо сотрудников из семи всё же уволились. Но даже после открытия клубов руководство не спешит набирать персонал.
– На сегодняшний момент у нас полный комплект, так сказать в суженном режиме. А дальше посмотрим по увеличению нагрузки. То есть я не уверен, что когда губернатор разрешит работать нам в полную силу, то люди сразу придут на полную силу. То есть последовательно наша загрузка будет происходить какими-то шажочками, и соответственно мы на это будем реагировать. Не думаю, что это будет стихийно, – считает владелец сети фитнес-клубов Вячеслав Анфёров.
Анастасия работает здесь администратором всего неделю. До пандемии была официанткой. Но заведение закрылось, работодатель перестал платить зарплату, и пришлось уволиться.
– Мы всё время сидели дома, устраивали генеральные уборки и т.д., занимали деньги у родителей, пытались как-то что-то сделать на какие-то, отложенные на отдых, деньги, – рассказывает Анастасия Хмельницкая.
Павлу Болсуновскому с работодателем повезло больше. В ресторане, где молодой человек трудится бар-менеджером, сотрудникам во время пандемии всё же платили зарплату.
– Было собрание с вышестоящим руководством и они объявили, что если у кого-то есть кредиты, ипотеки – к каждому индивидуальный подход. Собственно, кому нужна была помощь, руководство выделяло деньги, чтобы людям было проще, – говорит Павел.
Благодаря такому подходу удалось сохранить почти весь коллектив, уволилось всего 2% персонала. Поэтому, когда открылись летние площадки, ресторан был готов работать даже при полной посадке на веранде. Впрочем, как долго сохранится такой высокий спрос, пока сказать сложно.
– Сейчас сложно об этом пока что судить, но если брать тот период, неделю, когда мы работаем, жители города очень обрадовались этой новости. У нас никогда не пусто, всегда полная посадка, но, опять-таки, судить о рентабельности пока рано. Прошла неделя. Месяц покажет, – прогнозирует директор по маркетингу сети ресторанов Марина Лупол.
За время пандемии безработица в регионе выросла в 3,5 раза. Сейчас почти 42 тыс. безработных. Из них только 30 тыс. человек получают пособие по безработице. Власти же могут предложить работу лишь половине из них.
– По состоянию на сегодняшний день в базе данных службы занятости находится 17 800 вакансий от работодателей, – отметил заместитель руководителя департамента труда и занятости Воронежской области Николай Шилов.
Вакансии есть и на Хедхантер, причём сейчас их не меньше, чем до начала самоизоляции – около 8100. Эксперты говорят, что рост уровня безработицы сдержало еще и перераспределение кадров. Другими словами, люди уходили из одной сферы в другую и не задерживались на бирже труда.
Поэтому, в целом, рынок не сильно изменился. На графике можно заметить резкий всплеск вакансий для медиков в апреле, эти специалисты оказались на четвертом месте по востребованности. А в мае снизился спрос на персонал в сфере продаж и в IT. Но увеличилась потребность в рабочих. Однако, сферы, которые больше всего пострадали от ограничений, сейчас быстро восстанавливаются.
– Сейчас именно в этих отраслях мы как раз видим самую большую динамику положительную. Особенно это туризм, гостиницы и рестораны, по сравнению с маем в июне это 124%,– отметила ведущий менеджер по маркетингу и PR кадрового агентства Екатерина Каркоцкая.
– За последнюю неделю выросла потребность на такую специальность как официанты, повара. Ну повара не так ярко, а официанты только за неделю подали 35 вакансий, – добавил Николай Шилов.
Подведём итог. Работа есть. Тем, кто её потерял в период пандемии, сейчас стоит обратить внимание на сферу продаж, туда сотрудники требуются всегда. Также IT-направление, сферу услуг и общепита. Тем, кого не устраивают эти направления, HR-специалисты советуют пройти курсы и освоить дополнительную специальность.