«Это всё пандемия». Как новые правила СанПина повлияют на воронежцев и УК
Теперь управляющие компании должны ежедневно проводить влажную уборку всех этажей дома.
Фото: Вести Воронеж
Ежедневная влажная уборка всех этажей – теперь управляющие компании должны наводить порядок в подъездах по графику. В силу вступили новые правила и нормы СанПина. Из них, например, следует, что в общедомовых помещениях коммунальщики должны проводить еженедельную влажную очистку мусоропроводов, лифтов и подоконников, а также ежемесячную дезинфекцию. Документ обновили в связи с пандемией коронавируса.
Осенние листья, фантики и грязь – в подъезде дома №15 по Хользунова сложно понять, какое сейчас время года. Уборщиц тут давно не видели. Валентина Ковалёва порядок рядом с квартирой наводит своими руками. Нередко находя такие сюрпризы от некоторых злоупотребляющих соседей. Картину местного хаоса раскрашивает отсутствие ремонта, батарей и старый лифт.
– Если раз в году это где-то бывает перед 9 мая, опять же – бывает, это не ежегодно, кто-то приходит и подметает, то эта большая радость. Никогда в жизни не мыли окна, ни разу. У нас нет батарей, но за батареи плата всё равно идёт, – рассказывает жительница дома №15 по улице Хользунова Валентина Ковалёва.
Влажное подметание первых двух этажей – ежедневно, остальных – еженедельно, генеральная уборка всего подъезда раз в год. В управляющей компании Центрального района говорят, порядок пока наводят по такому графику – основываясь на нормативы Госстроя. Сейчас 450 относящихся к ним домов обслуживают 35 уборщиц.
– Уборка подъездов происходит с применением дезинфицирующих средств. Уборщицы добавляют это в воду и протирают. Повлияла на нас пандемия, потому что многие ушли на больничный. В связи с этим нагрузка упала на более молодой персонал. Чтобы делать уборку каждый день, увеличить штат придётся раз в 7-8, – рассказывает руководитель клининговой службы УК Центрального района Мария Гусева.
По словам экспертов центра ЖКХ-контроль, чтобы окупить затраты на ежедневную уборку необходимо поднять плату в платёжках по первой строке. По приблизительным подсчётам, для стандартной пятиэтажки – рублей на 5 за квадратный метр. Это чуть больше 200 рублей для стандартной двушки. Между тем, уже ясно, что цифры вырастут и в строчке по содержанию общедомового имущества. Ведь воды также понадобиться гораздо больше.
За обслуживание и ремонт помещений мы платим по первой строке в платёжках. Будут ли меняться её цифры, должны решить сами жители домов на общем собрании. Поднять цены без мнения владельцев квартир управляющие компании просто не могут. И, вполне понятно, в условиях нынешнего уровня обслуживания платить вряд ли кто-то захочет. Уже ясно, новые правила значительно ударят и по кошелькам коммунальщиков – увеличатся расходы на оплату труда и чистящие средства. Некоторые УК говорят, уже подумывают сократить ряд коммунальных услуг.
– В многоквартирных домах, где используется мусоропровод, проводить работу с жителями, поднимать вопрос о том, чтобы этот мусоропровод заваривать и высвободившиеся средства на сотрудников, которые обслуживают этот мусоропровод, уже использовать для увеличения интенсивности и качества уборки. В новых домах мусоропровод уже не используют. И, соответственно, в старых домах его тоже нужно потихонечку ликвидировать. Сейчас это стало легче, поскольку для его ликвидации нужно 51% голосов, раньше было 100%, – уверяет руководитель управляющей компании Павел Матросов.
По новым правилам СанПина, коммунальщики должны убирать места общего пользования. А к ним относятся не только подъезды – чердаки и подвалы тоже. По словам эксперта в сфере ЖКХ Ольги Фроловой, очевидно, что уборкой этих помещений коммунальщики займутся вряд ли. Еще один вопрос: кто и каким образом будет контролировать выполнение новых требований. И, хотя их автор - Роспотребнадзор, ведомству для проверки нужны значительные основания.
– Если жители обращаются, нужно обязательно написать, что это может быть грозит здоровью, иначе Роспотребнадзор просто не проверяет УК. Если помыли 1-2 дня подъезд, разве это грозит здоровью? Нет, конечно. Если писать в жилищную инспекцию, на них будет большая нагрузка и штрафы там не такие уж большие за нарушения санитарных норм. Я думаю, что это будет как множество норм, которые принимаются, не выполняются и выполняться не будут, – объясняет эксперт национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Ольга Фролова.
Сами коммунальщики уже готовятся к судам. Как с контролирующими органами, так и с жителями. Ведь среди них немало тех, кто тщательно следит за нововведениями. И чуть что - сразу иск за моральный ущерб. Обычно суд встает на сторону жильцов. Видимо, поэтому в процедуре введения новых санитарно-эпидемиологических правил и норм УК уже нашли изъяны. Они, уверены, станут весомым аргументом.
– В соответствии с 247 ФЗ об обязательных требованиях РФ, нормативно-правовые акты, содержащие требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября текущего года. Но не ранее, чем через 90 дней с момента официального опубликования. Соответственно, в данном случае, санитарные нормы вступили в законную силу с 1 марта, а именно через 23 дня после официального опубликования. То есть наблюдаются явные нарушения вступления в законную силу. Я думаю, что управляющие компании однозначно используют этот момент при привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, – рассказывает юрист в сфере ЖКХ Марина Алмазова.
Между тем, ряд депутатов разных уровней и общественников уже направили письма на имя федерального руководителя Роспотребнадзора – с просьбой разъяснить документ или приостановить на время его действие. А вот жителям домов от ежедневной влажной уборки советуют не отказываться. Правда, если УК качественно выполняет свою работу.