В Воронеже опровергли выводы экспертизы об отсутствии ценности уничтоженного хлебозавода
Результаты исследования подставили под сомнение.
Фото: Вести Воронеж
Управление по охране объектов культурного наследия рассмотрело замечания общественников к экспертизе уничтоженного хлебозавода, согласно которой старинные постройки не имели никакой ценности. Большая часть доводов активистов была поддержана. Это следует из документа, опубликованного на сайте облправительства в среду, 31 марта.
Экспертизу проводил Станислав Смирнов из ульяновского ООО «Эксперт». К выводам об отсутствии ценности объекта он пришёл на основании того, что на момент экспертизы весь комплекс зданий был уничтожен. Поэтому и представлять ценности они больше не могут. Но общественники указывают, что приведённые в экспертизе фотографии не отображают реального состояния объекта – на них нет уцелевшего фасада главного корпуса, фундамента и кладки служебных корпусов, дымовой трубы.
– Ни документы, представленные заказчиком экспертизы, ни документы и материалы, собранные экспертом в ходе экспертизы, не подтверждают вывод эксперта о том, что «произошла полная физическая утрата объекта. Это ставит под сомнение «достоверность и обоснованность» выводов эксперта.
При этом общественники указывают, что эксперт не представил по объектного архитектурного описания комплекса до демонтажа, а также после демонтажа. А без этой информации невозможно принимать решение о наличии или отсутствии архитектурной ценности зданий. С этим согласились с управлении по охране культурного наследия.
– Не указана ценность построек, переживших Войну, с учётом того, что Воронеж был во многом разрушен. Экспертом полностью проигнорирована история Воронежа – здесь ценность здания, тем более комплекса, пережившего войну, на порядок выше, чем во многих других городах, так как город был одним из самых разрушенных после войны, – говорят общественники.
В управлении по охране объектов культурного наследия подтверждают, что приведённые экспертом Смирновым документы и сведения «не достигают цели экспертизы – обоснование целесообразности включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов памятников истории и культуры».
Наконец, в экспертизе говорится об аварийном состоянии нескольких строений, в том числе дымовой трубы, но подтверждённых сведений об этом нет. Более того, даже частичное разрушение комплекса не могло бы являться поводом для снятия объекта с госохраны. Примером могут служить Дом Вагнера на Никитинской, 45 или Ротонда. Оба объекта приобрели статус ОКН, находясь в руинированном состоянии.
В итоге у общественников было 12 претензий, восемь из них были поддержаны управлением, одно – частично и ещё с двумя не согласились. В частности, чиновники не поддержали возмущения активистов о заказчике экспертизы, который оказался связан с «Выбором». А именно в интересах этого застройщика и сносили хлебозавод.
Исторический комплекс хлебозавода, в том числе старинную дымовую трубу, начали сносить в ноябре. Работы подрядчик довёл до конца вопреки возмущению горожан и общественников и даже вопреки совету губернатора. На момент демонтажа здания не имели охранного статуса. Его им присвоили только 4 декабря, когда от объекта культурного наследия не осталось практически ничего.