< >

«Всё стоит в воде». Почему жители воронежского села посчитали расчистку рек неэффективной

В Калачеевском районе начали работу над Толучеевкой.

Андрей Чистик Вести Воронеж 7973

Фото: Вести Воронеж

В Калачеевском районе начали расчистку реки Толучеевка. Специалисты углубят дно и расширят русло сразу на 20 метров. По задумке проектировщиков, это должно уберечь дома в селе Заброды от затоплений паводковыми водами. Однако местные жители почти уверены, что работы не принесут ожидаемого эффекта, ведь критический уровень весеннего половодья возник тут как раз после вмешательства людей, когда через реку построили железнодорожный мост. Насыпь под ним значительно сужает водоток. Кроме того, на этом участке есть и другие охранные зоны, где расширение реки также невозможно. Что уберут, а что оставят, и какая проблема волнует селян больше подтоплений, узнали «Вести Воронеж».

Пилы очищают территорию от деревьев и поросли. В этом месте из реки придётся убрать целый остров. Его насыпали самовольно, и так давно, что он практически стал частью ландшафта. Старое русло восстановят и сделают шире. В некоторых местах до 25 метров, поэтому строителям приходится копать в несколько этапов.

– Сначала полку делаем. Затем на полку встаёт другой экскаватор с длинной 15-метровой рукой и уже дноуглублением занимается. По практике экскаватор быстрее проходит, чем земснаряд, по метражу в смену. Да и земснаряд тут не станет, потому что здесь глубина очень маленькая, – объяснил Дмитрий Ерохин.

Компания-подрядчик из Астрахани, очистившая у себя в регионе немало рек, приехала в Калачеевский район на своей технике и со своими специалистами. Работы обещают выполнить качественно, ведь рекордное расширение русла должно уберечь жителей ближайших домов от весеннего паводка. Затопления в селе Заброды и соседнем Калаче – одни из самых крупных в области.

– Очень затапливает. Весь Калач тут топится. Две речки у нас, и если глянуть с высокой горы, весной, когда паводок, он весь в воде стоит, – рассказала жительница села Заброды Анна Михайлова.

По замыслу проектировщиков, обновлённые четыре километра реки вокруг заливного луга должны вместить в себя всю лишнюю воду и увести её из частного сектора. Однако местные жители уверены, что это не сработает. Расчищаемый участок проходит под железнодорожным мостом, вокруг которого 50-метровая охранная зона, и там копать нельзя. Этот участок создаст пробку и не пустит воду дальше. Кроме того, сами затопления здесь начались после строительства насыпи под мостом, ещё в 70-е годы. Районные власти, изучая вопрос, даже заказывали специальную экспертизу.

– Мы нанимали организацию, которая проводила изучение влияния данной железнодорожной насыпи на уровень паводка в Калаче и Забродах. Согласно заключению, действительно железнодорожная насыпь имеет влияние, и если бы её не было, по расчётам, уровень паводка был бы на 1 метр 13 сантиметров ниже, – объяснил начальник сектора земельных отношений Калачеевского района Александр Ярцев.

И таких охранных зон здесь несколько. В самом конце расчищаемого участка реку преграждает ещё одна насыпь и мост, уже под автотрассой. Посередине – газовая труба. А в начале, у слияния рек Толучеевка и Подгорная –  вытекает городская канализация. Здесь также не будут расширяться, хотя жители соседних домов мечтают, чтобы эту трубу убрали.

– До такой степени выходит грязная вода от их отработок. Чёрная, кровавая, всякая. Туда ниже по течению детям уже купаться нельзя. Они ходят выше по течению. В наводнения вся эта канализация поднимается, всё это вытекает на луг, в наши дома и огороды, – возмущается Татьяна Гринько.

Реку Подгорную уже чистили в 2017-м, и качество, по отзывам людей, оставляет желать лучшего. На расчистку Толучеевки в течение двух лет потратят 50 млн. рублей.

Если расчёт проектировщиков окажется верен, часть села навсегда забудет о подтоплениях. Однако, чтобы полностью решить эту проблему в Забродах и Калаче, очевидно, необходима расчистка обеих рек в городской черте. А здесь такие масштабные работы невозможны из-за близко расположенного жилья.

Иногда случается так, что спасать и лечить реки приходится от недобросовестных подрядчиков по оздоровлению водоёмов. Как оздоравливают в регионе реки, какие на очереди и как власти исправляют ошибки, сделанные невнимательными проектировщиками работ – читайте здесь.

Читайте также