< >

Дефицит педагогов. Почему в Воронежской области растёт кадровый голод в сфере образования?

В регионе остро не хватает хороших учителей.

Елена Гончарова Вести Воронеж 3727

Фото: Вести Воронеж

В новых школах Воронежской области будут лаборатории, клубы робототехники и киностудии, о которых ещё 20 лет нельзя было и мечтать. В следующем году примет первых учеников мегашкола, в которой будут даже рестораны. На оснащение денег не жалеют. Но при этом не хватает самого главного – хороших учителей. Почему никак не удаётся решить эту проблему? 

Пока кадровый голод в сфере образования только нарастает. По данным центра Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в среднем по стране число вакансий в общеобразовательной сфере превышает число занятых в ней работников больше, чем на 3%. На фоне дефицита в уже работающих школах, много кадров и сразу требуют новые.

Их в регионе строят активно, только за последние четыре года в Воронежской области появились 19 учебных заведений. В следующем году откроются ещё два – в том числе мегашкола, которая сможет принять до четырёх тысяч детей. И обеспечить их новыми партами и даже лабораториями – мало. Нужны учителя.

Каков дефицит, в региональном департаменте образования ответить не смогли. Но, например, на портале «Работа в России» – 336 вакансий. Почти половина, 159 – от школ Воронежа. По данным института развития образования, самые дефицитные сегодня – учителя английского языка. А по оценке сервиса по подбору работы Headhunter, активно ищут также учителей русского, литературы, информатики и математики.

Если учитывать только эти вакансии, то в целом дефицит кадров в школах небольшой – примерно 2%. Но, как всегда, есть нюанс. Четверть российских педагогов старше 55 лет. Средний возраст воронежского учителя – 45 лет. А начальная ставка для выпускника – 10 200 рублей.

В среднем учителю, по данным HH, предлагают 32 500 рублей. При этом средняя зарплата в регионе уже в начале года – больше 40 тысяч. А в Воронеже – почти 52.

Однако только числом имеющихся предложений измерить дефицит кадров не получится, говорят директора школ. Формально, открытых вакансий не так уж и много, можно найти и учителя информатики, и учителя английского. А вот найти хорошего учителя – задача со звездочками.

– Сегодня нужен творчески работающий педагог. Как мы у себя в школе говорим: нам урокодатели не нужны. Нам нужны люди, которые знают свой предмет, любят свою профессию и обожают своих детей. Сегодня нужен учитель, который будет сопровождать ребёнка в их творческой деятельности, в проектной деятельности. Который будет не только транслировать знания во время урока, а учить, как эти знания добывать, – рассказал  Алексей Фактор, директор школы №102 Воронежа.

Но выпускники педвузов в школы не спешат: много работы, не только в детьми, но и бумажной, зарплата, как мы выяснили небольшая, а вот шансов построить карьеру – почти нет. А требования к учителям, даже если не брать в расчёт любовь к детям, растут постоянно, говорят в Воронежском институте развития образования. Хотя закон об образовании требует, чтобы педагоги проходили повышение квалификации раз в три года, сегодня от них ждут непрерывного профессионального роста. Защитить диплом и на этом расслабиться – не получится. А то, что раньше было желательным навыком, теперь – обязательное требование.

– Меняется всё. Если раньше мы учили педагога работать на интерактивной доске, и это считалось в стимулирующем фонде педагога, ему платили премии. То теперь цифровые компетенции педагога занесены в его должностную инструкцию, – объяснил директор центра организации внедрения эффективных образовательных практик Воронежского института развития образования Александр Попов.

В прошлом году курсы повышения квалификации прошли четверть воронежских учителей, многие – не по одному разу. Осваивали новую технику, технологии и платформы. Например, сейчас, накануне сентября, изучают «Сферум», российскую замену Zoom. В институте есть всё оборудование, которое стоит сегодня в воронежских школах – 3D-принтеры, химические лаборатории, станки с ЧПУ и вышивальные машины. Тут обучение исключительно практическое.

– Минимизируем количество вебинаров, когда педагог просто сел и послушал. Уйти от этого, а прийти к тому, чтобы пришёл, потрогал руками, поработал, научился работать, пришёл в свою школу, научил либо других педагогов работать, либо детей, – рассказал Денис Плотников, директор центра цифровой трансформации образования Института развития образования.

Чтобы заполнить открытые вакансии, в регионе начали массовую программу переподготовки, когда педобразование дают с нуля и в сжатые сроки. В результате в этом году школы получили, например, 50 педагогов-психологов. Кроме того, наращивают адресную подготовку студентов определённых профилей по запросам от школ. Такой специалист и практику проходит именно в той школе, которая его и заказала – так адаптируется к коллективу и требованиям учебного заведения.

Ну а ликвидировать дефицит кадров в сельских школах должны федеральная программа «Земский учитель» и областной конкурс грантовой поддержки педагогов. За последние три года, получив миллион рублей, в сельские школы уехали 127 учителей.

Читайте также