Эвтаназия vs отлов. Как Воронеж и другие регионы борются с агрессивными собаками
Горожане стали носить с собой отпугивающие средства для животных.
Фото: Вести Воронеж
Уже шесть регионов страны решили бороться с бездомными собаками радикально – там разрешили усыпление агрессивных животных. Общественность воспринимает новость по-разному. А что в Воронеже? Пока намерены ловить больше агрессивных псов на улицах. План на год – больше 3 тысяч. А что дальше с ними делают и что об усыплении собак думают местные власти – в сюжете «Вести Воронеж».
Территория рядом с больницами – одно из любимых мест обитания бездомных собак. Отловщики сюда наведываются часто – многие животные с бирками. Но сотрудники жалуются – дворняги сбиваются в стаи, провожая посетителей и пациентов. Такому сопровождению мало кто рад.
– Люди стали ходить с отпугивающими средствами для животных. Одну женщину покусали из роддома, – рассказывают горожане.
При появлении отловщиков, большинство животных разбегается. В ход идёт металлическая трубка, шприц и почти индейская охота.
Испугавшись укола, собаки прячутся. Но успевают не всегда. Под транквилизатором пёс в сознании, но двигаться не может – его забирают. Теперь собаку ждёт процедура ОСВВ. А после он, скорее всего, вернётся сюда же. Специалисты считают, что эта собака – не агрессивная. Измеряет уровень агрессии специальная комиссия.
– Если собака начинает гавкать, кидаться, кусаться, либо есть какие-то подтверждённые документы от медорганизации – значит она агрессивная. Вожаков, лидеров стаи, очень крупных собак, которые могут в любое время напасть – будем забирать, – объясняет инженер отдела управы Коминтерновского района Екатерина Никитина.
Дальше – пожизненное в приюте. В Воронеже уже давно ждут открытия муниципального, но подводит подрядчик. Пока на помощь приходит частный.
А вот в других регионах вместо приютов открывают пункты временного содержания для усыпления животных. Бурятия была первой в стране, где приняли закон, позволяющий умерщвлять дворняг.
– Мы первый регион, который применили тот ФЗ, который дал право регионам решать эту проблему наиболее благоприятным образом для людей, живущих в регионе. Если на весах безопасность детей и других граждан, то меры должны быть приняты, – говорит председатель государственно-правового Комитета Администрации Главы и Правительства Бурятии Валерия Халтакшинова.
Правда, вскоре после принятия закона, его действие приостановили. И теперь зоозащитники и чиновники в суде выясняют, кто прав. А пока волонтёры вывозят собак в другие регионы. Между тем следом за Бурятией такой закон приняли ещё в пяти регионах. В каждом свои правила: где-то собак держат месяц, где-то два. В Забайкальском крае, например, усыплять будут только крупных собак, в Тыве – лишь агрессивных. В Астрахани, например, на определение судьбы животных даётся всего 15 дней.
– Мы говорим о диких собаках, которые шестерых загрызли насмерть. Стаи по 10-15 собак. Которые до сих пор в Астрахани бегают и ищут новую жертву. Поэтому мы за то, чтобы этих собак, которые родились на улице в 10-м поколении, их вылавливали. А усыпляют её безболезненным способом во сне, когда она спит, только после этого её умерщвляют, – говорит депутат Думы Астраханской области Евгений Дунаев.
Собаки нападают на людей по всей стране. И процедура ОСВВ не спасает. В год в Воронеже стерилизуют около 1 300 дворняг. Но этого мало – животные размножаются быстрее. В мэрии утверждают, что темпы отлова увеличат в два-три раза. Обещают работать не только по заявкам, но и мониторить ситуацию постоянно. Но усыпление, считает вице-мэр Людмила Бородина, – не вариант.
– Мы и коллеги, которых я курирую, против эвтаназии, потому что это беспомощность людей и органов власти в проведении мероприятий, которые доступны в настоящий момент. У нас есть все возможности – федеральное законодательство, люди, подрядчики. У нас не хватает инфраструктуры, – говорит Людмила Бородина.
Это Мальчик – такое прозвище ему дала зооняня. Огромная собака попала в этот частный приют после жалоб – она нападала и кусала. Сейчас здесь содержится почти две сотни таких агрессивных животных. Приют расширяют, скоро здесь будет ещё больше мест для животных. И здесь сотрудники уверены – каждая, даже такая собака имеет, право на жизнь. Вероятно, согласен с ними и Мальчик.