Воронежцам объяснили, почему забуксовал срок запуска новых лифтов в многоэтажках
Главная причина – нехватка специалистов.
Фото: Вести Воронеж
В Воронежской области завершается программа ускоренной замены лифтов. Через три месяца все подъёмники, у которых истекает срок эксплуатации – 25 лет, должны отключить. В этом году в планах замена 702 лифтов, работы больше чем по половине, уже приняты. При этом многие жильцы до сих пор продолжают ходить пешком. Почему – узнал журналист редакции.
В этом доме на улице Новосибирской новый лифт уже смонтирован, но пока стоит. Его должна принять специальная комиссия. Пока она не придёт в многоэтажку, жильцы так и будут ходить пешком.
– В начале лета отключили, где-то месяца три ориентировочно надо было потерпеть, до сентября где-то. Но уже ноябрь, но ничего нет. Все друг на друга пинают, но как бы подрядчик сказал, что всё – лифты сдали ещё 1,5 месяца назад, вот, в управляющую компанию. И нигде ответа нет. Звоните туда, звоните туда, – рассказала Галина Картавцева.
С похожими проблемами сталкиваются жильцы десятков воронежских многоэтажек. В Фонде капремонта говорят, подрядчики, как правило, укладываются в сроки.
– В контракте в данный момент начали прописывать 45 дней – это максимальное время простоя. До этого в контрактах не было установленного срока, у нас на законодательном уровне срок замены лифта не нормируется, – отметил представитель компании-подрядчика Роман Подошевко.
На установку подъёмника, например, в 16-этажке уходит около 40 дней, если не возникает никаких неожиданных работ. А они не редкость. Текущие крыши и подвалы должны ремонтировать УК. Но их лифтовые компании зачастую чинят за свой счёт. Ведь за нарушение сроков работ их ждёт огромная неустойка. Бывают и другие сюрпризы.
– Завал шахты был намного больше, чем предполагалось. Осадка дома пошла, и шахта немножко повелась. То есть, грубо говоря, старый лифт ездил под углом. Пришлось выравнивать, наращивать кронштейны, – рассказал инженер компании-подрядчика Роман Мещеряков.
Но главная причина простоя лифтов, считают в Фонде капремонта, нехватка специалистов, которые должны обслуживать их после замены. Сложности начинаются в момент приёмки той самой комиссией, в неё должны входить механики от управляющей компании, а их попросту нет.
– У обслуживающих организаций не всегда, скажем так, хватает достаточного количества квалифицированных специалистов, то есть механиков, которые в случае аварийной остановки лифтов должны непосредственно прийти на дом, значит, установить причины остановки, провести какие-то регулировочные работы и заново включить лифт, чтобы он мог опять работать, – поделился начальник отдела Фонда капремонта Воронежской области Василий Смольянов.
У новых лифтов много разных датчиков, и они куда более чувствительны к различным отклонениям. Например, их нельзя перегружать, категорически запрещено бить по дверям, и даже небольшой скачок напряжения для них может стать критическим. Кабина остановится и до тех пор, пока специалисты полностью не перезапустят лифт, он будет работать с ошибками, либо вообще не тронется с места.
И ждать, пока неполадки устранят, жильцам приходится неделями. В Фонде рассказывают, в Воронеже есть район, где все лифты обслуживает всего один специалист. В управляющих компаниях же уверяют, дефицита кадров нет, всё ремонтируют сразу. Время затягивает Фонд капремонта, который не может организовать приёмку оборудования.
– По предмету нескольких домов, долго собирался Фонд капремонта с комиссией, ну, по одному, слава богу, собралась комиссия. Стройконтроля со стороны Фонда капремонта, который осуществляет строительный контроль, мы на доме не видели ни разу, хотя на домах мы очень часто появляемся, работаем, нам самим выгодно, когда лифт запустится, – высказался директор управляющей компании Константин Дундуков.
Коммунальщики рассказывают, часто вынуждены иметь дело с недобросовестными исполнителями. Например, в этой многоэтажке монтажники пытались бросить работы на полпути и уйти с объекта. Пока подрядчики, Фонд капитального ремонта и управляющие компании выясняют отношения, воронежцы месяцами живут без лифтов.
– мы то на втором, но у нас соседи, мы же общаемся, и, конечно, очень ужасно. Без лифта девятиэтажный дом, это вообще, – отметила Ирина Гончарова.
Эксперты считают, что ситуация успокоится в воронежских многоэтажках ближе к следующей осени. Все 1700 старых лифтов – а это огромный для области объём – заменят и запустят, жильцы привыкнут к новому оборудованию, и оно не будет так часто давать сбои, а работы у механиков поуменьшится.