Каменный дождь. Почему в центре Воронежа разрушаются фасады домов и кто это остановит
В большинстве случаев, всё зависит от жильцов.
Фото: Вести Воронеж
Центр Воронежа таит в себе одну неочевидную опасность – падающие кирпичи, штукатурка и декоративные элементы с фасадов зданий. Предупреждения можно встретить всё чаще. Обрушения происходят каждый год, иногда есть пострадавшие. Кто же должен обезопасить воронежцев?
Большие красные буквы и сигнальная лента буквально кричат: этим объектом культурного наследия лучше любоваться на расстоянии. Фасад дома с башней на Девицком выезде и правда не внушает доверия.
Как уже не раз показывала практика, прогулка по той же Плехановской может стать травмоопасной. Девушка пострадала после падения штукатурки с надстройки на крыше здания. В УК говорят: всему виной камера. Якобы сильный ветер её расшатал, отчего штукатурка и отслоилась. Чьё устройство – неизвестно.
– У нас в городе процветает до сих пор архитектурный бандитизм. Никто в соответствии с жилищным кодексом ничего не согласовывает по установке на фасадах зданий, особенно с красных линий. За небольшим исключением. А эти вещи, которые кто-то установил, являются чьей-то собственностью. Собственников для УК вообще проблемно найти, потому что дом перешёл из другой компании, документация на дом, как правило, не передавалась, – рассказывает технический директор УК «Борей» Эдуард Баркин.
Теперь управляющая компания готовится обшить опасную надстройку железом. Полномочия обслуживающей организации – всего лишь текущий ремонт. Для основательных работ нужно ждать Фонд капремонта. При этом, жильцы вправе сообщить об опасном фасаде в Госжилинипекцию. Если факт подтвердится, УК получит предписание или предостережение. Дальнейшее бездействие грозит штрафом.
– Санкции есть по статье 14 административного кодекса. Здесь санкция в принципе общая за нарушение – для юридического лица до 300 тысяч. В случае, если наше предписание не будет устраняться, тогда инспекция обращается в суд для понуждения, и уже тогда – после вынесения решения суда – подключаются судебные приставы. В любом случае данные работы выполняются, – рассказал руководитель ГЖИ Воронежской области Дмитрий Соломаха.
Ремонт фасадов – очень дорогое удовольствие. Копить жильцам на него придётся очень долго. А если в доме есть и другие проблемы – вроде текущей крыши или труб, – то понятно, что в приоритете тут не безопасность прохожих. Если здание не объект культурного наследия, то кажется, что при ремонте проще отказаться от декоративных элементов, чем тратить на них деньги. С другой стороны – это история города.
– Что касается сохранения – это процесс достаточно сложный, но нужный. Сейчас у нас есть возможность сохранения всех архитектурных элементов на подобных зданиях. Даже те, которые не числятся объектами культурного наследия, но представляют интерес, как, например, улица Мира. Как и другие центральные улицы в историческом центре нашего города, где есть яркие объекты, – говорит руководитель регионального отделения ВООПиК Александр Никитин.
Словом, как и в любом вопросе, касающимся многоквартирного дома, от жильцов зависит почти всё. Так, обновление видового фасада на Кольцовской ожидается только через пару десятков лет, однако собственники квартир уже подали документы для переноса капремонта на более ранний срок. А пока это не массовое явление, то лучше в центре Воронежа почаще смотреть наверх.