< >

Лечение добром и разговорами. Как в Воронеже спасают трудных подростков

Самые эффективные приёмы психологов и учителей – в специальном репортаже «Вести Воронеж».

Наталья Зубкова Вести Воронеж 12408

Подобные видеоролики, как правило, сопровождаются комментариями – «довыпендривался», «наказали», «объяснили». Гордые свидетельства чьего-нибудь избиения за школой или во дворе, как правило, выкладывают в закрытые группы, доступ в которые для взрослых заказан.

Своеобразная мода, рассказывают педагоги, работающие с трудными подростками, сейчас на видео так называемых «забивов», когда дети встречаются в безлюдном месте и дерутся стенка на стенку. Занимаются этим школьники, называющие себя околофутбольщиками. Правда, к спорту используемые ими боевые приёмы не имеют никакого отношения. Часть подобных роликов явно снята на школьных дворах.

Выяснять, чем дышат дети в МОК №2 и способны ли они на агрессию – работа Марины Новиченко, она школьный психолог и преподаватель. Её основная задача – увидеть назревающий конфликт и задушить его в зародыше. Ещё важнее – обнаружить жертву травли.

– По всей параллели я деток отслеживаю, вижу, плюс у нас есть методики, которые я выхожу на класс, и видно сразу этих деток. Даже идя по коридору, когда все 30 общаются, а один не общается, и стараешься проводить какие-то занятия. Постоянное проговаривание с детьми, что бывают разные люди, разные ситуации и наверное, подготовка не каких-то шаблонных, но каких-то рамочек, как можно себя вести в той ситуации или в другой, в разных, – пояснила учитель, психолог Марина Новиченко.

Разбираться в конфликтах должны школьные медиаторы. Они есть в каждом учебном заведении, где учится более 200 человек. Это обычные учителя или психологи, которые прошли обучение. 72 часа – и человек готов усаживать готовых вцепиться друг в друга подростков за стол переговоров.

– Они сажают за стол переговоров и обидчика, и обиженного, выясняют проблемы, претензии той и другой стороны, учат детей искать пути примирения, которые устроили бы и ту, и другую сторону. Если ребёнок проявляет агрессивное поведение, если он доставляет беспокойство учителям, одноклассникам, если родители не совсем понимают, что нужно делать с этим ребёнком, тогда у нас в области выстроена система прохождения детьми такими психолого-педагогической комиссии. Когда комплексная бригада специалистов во главе с врачами, педагогами-психологами, они смотрят, в чём причина затруднения у этого ребёнка, чем ему можно помочь, – рассказала руководитель центра психолого-педагогической поддержки Валентина Крапивина.

Самое опасное, рассказывают психологи, просмотреть зарождающийся взрыв у внешне тихих детей. Именно молчаливые одиночки, до которых никому нет дела, часто способны на ужасные вещи.

– Это глубоко одинокие дети, которые попали в трудную психологическую ситуацию, это может быть, буллинг, когда они не находят точки взаимоотношения со сверстниками, это могут быть отношения с родителями конфликтные, которые тоже не находят своего разрешения. Ребёнок же часто не знает, как поступить в простой, психологически безопасной ситуации, и для него очень часто выход из этой ситуации он видит в агрессивном своём поведении. Или в самоубийстве, – отметила главный внештатный психолог в системе образования Воронежской области Дина Насонова.

Тяжёлая судьба, зависть и накопившаяся злоба на окружающих, по мнению следователей, стали причиной страшной трагедии, от которой до сих пор не оправились жители села Большая Казинка Павловского района. 14-летний мальчик из приёмной семьи задушил одноклассницу. Девочка была лидером класса, а мальчик, по одной из версий, изгоем. Были ли в классе травля или нет, какие уроки извлекли из этой истории педагоги, неизвестно – в селе до сих пор стараются об этой истории не говорить.

И это не первая трагедия, к которой привёл конфликт между одноклассниками в Павловском районе. В 2014 девочку из своего класса убил 15-летний парень. Тело спрятал и даже оговорил односельчанина. Его признали невменяемым на момент совершения преступления, пролечили и отпустили.

Для разрешения школьных конфликтов в области разработана целая система. Если ребенка в школе травят, он приходит в синяках или стало известно о каком-то конфликте в школе, у родителей есть несколько способов повлиять на ситуацию.

Обратиться к классному руководителю и инициировать вмешательство психолога. Если есть конфликт – призвать на помощь школьного медиатора. В регионе уже обученных и имеющих такой статус уже 881 человек – это даже больше, чем в регионе школ. Такой человек точно должен быть в штатном расписании – расскажите об этом учителям, если они предлагают вам разобраться с обидчиками как-нибудь самим. За последние три месяца медиаторы помирили участников 52 конфликтов, в которые уже успела вмешаться полиция. Разумеется, речь не идёт об откровенном криминале.

Если ребёнок систематически агрессивен, его направляют на психолого-педагогическую экспертизу, которая определяет, как с ним дальше поступить. Если он психически здоров и просто хулиганит, ему могут прописать работу с психологом, особый режим занятий. В самых запущенных случаях – реабилитацию.

Отпетых хулиганов и детей из очень неблагополучных семей исправляют здесь. Это не закрытое исправительное учреждение, детей здесь лечат добром, индивидуальной учебной программой и психотерапией.

– Дети имеют массу проблем. Попадают к нам дети с девиантным поведением, в том числе аддитивное, зависимое поведение, с агрессивным поведением, эмоционально-волевыми нарушениями, они не посещают школу, также имеют проблемы здоровья и поведения, с которыми не может справиться семья, – рассказала заместитель директора центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Татьяна Гамаюнова.

Здесь дети получают физиотерапию, их поят фиточаем и в прямом смысле слова откармливают – часто сюда приезжают дети с ослабленным из-за недоедания здоровьем. В центр, помимо ребятишек из неблагополучных семей и сирот, попадают и те, на кого в школах, что называется, махнули рукой – двоечники, задиры и драчуны. Здесь им не оставляют времени на драки и дети, рассказывают педагоги, на удивление быстро переключаются на что-то более полезное.

– Играем в волейбол, баскетбол, вечером теннис, есть качалка. Ещё приезжает тренер занимается футболом, – пояснил воспитанник центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Клинков.

Специалисты центра говорят, если бы парней не вырвали из привычной среды, судьба у них была бы незавидной. У Александра, как он сам признается, непростой характер. Здесь он учится владеть собой.

– Начинают задираться, я же не буду там молчать, тоже начну задираться. Здесь меня любят, понимают, в обычной школе такого не будет. Там меня посадят на последнюю парту и раз в год или в четверть спросят, – признался воспитанник центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Ключников.

Курс реабилитации – до 1,5 лет, в зависимости от успеха. Если у агрессивного ребёнка нет психиатрического диагноза, рассказывает психолог, в его поведении чаще всего виноваты взрослые. Такие дети растут в агрессивной среде. Семье они не интересны, учителям тем более. В центре этих детей учат, например, расслабляться и спать, потому что они всё время напряжены.

– Он же не понимает своих чувств. Чаще всего, когда вы спросите ребёнка, что он чувствует, он скажет «ничего». И потом над этим я и буду работать, разговаривать и учить говорить, что он чувствует. Отражать эмоции свои, потом понимать эмоции другого человека. Посмотрите на самые маленькие возраста, какие мультики они смотрят. Какая лексика, какие позывы, какие посылы – там агрессия. Она если не прямая, то она косвенная, когда издеваются, когда потихоньку гнобят, сама среда предполагает. И семья. Сейчас даже в личной терапии мы с ребёнком садимся, и я слышу, как будет изготавливаться устройство, и я не могу не выслушать, чтобы не знать, что там внутри. Раньше, мне кажется, таких возможностей просто не было, – отметила психолог Елена Тириченко.

Возможность найти в интернете любую информацию и равнодушие окружающих – это взрывоопасная смесь, говорит психолог. И одними запретами и отключением интернета перенастроить такого ребёнка на позитив невозможно. Некоторых воспитанников в центре оставляют учиться до окончания общеобразовательной программы, чтобы у вчерашних хулиганов была безопасная среда и возможность заниматься чем-то ещё кроме сидения в интернете.

Читайте также