Электронный нос и твёрдая вода. Почему воронежские учёные не могут довести разработки до серийного производства

Кому удалось заработать на своих идеях, узнали корреспонденты «Вести Воронеж».

Наталья Зубкова Вести Воронеж 5065

Страна на прошлой неделе отмечала День науки. В Воронеже научными изысканиями занимаются в четырёх университетах – молодые учёные выигрывают президентские гранты, получают патенты на свои разработки, однако до серийного производства ноу-хау доходит в редких случаях. И дело вовсе не в том, что местные учёные заняты исключительно фундаментальными исследованиями и экспериментами, далёкими от потребностей промышленности. Почему наука не встречается с бизнесом или эти встречи остаются «протоколами о намерениях», и у кого всё же получилось реализовать свою разработку, корреспонденты «Вести Воронеж» поговорили с учёными.

В столовой университета инженерных технологий студентам с утра подают кисломолочный продукт, который, уверяют преподаватели, в 10 раз эффективнее таблеток с пробиотиками. Здоровье, говорят, поправляет, даже если его специально подрывали.

– Говорят, вот это – лучшее средство от похмелья, но продают его только для своих студентов, почему?

– Нет, не только для своих, есть и коммерчески доступные продукты, которые реализуются через сети и их может купить любой житель города Воронежа. Пищёвка развивается семимильными шагами и спрос на инновации, конечно же, у пищевиков есть. Для крупных производителей бизнес-процессы отлажены, и какие-то продукты основные должны обладать универсальными свойствами. Потому что в основном потребитель покупает то, к чему привык. Всё здоровое питание, биодобавки – нишевые продукты, которые требуют своего потребителя. Поэтому даже крупные производители экспериментируют в очень ограниченных условиях. Если завтра это станет популярно, думаю, что отмасштабировать для крупного бизнеса это не проблема.

Пока, впрочем, технологии востребованы очень ограниченно, несмотря на сотрудничество с крупными пищевыми предприятиями. Запустить в производство удалось, например, биологически активные добавки к комбикормам.

А вот технология нефтедеструкции – очищения почвы от нефтепродуктов – пока ждёт желающих в неё вложиться. Из разработок, которые прославили далеко за пределы Воронежа, например, электронный нос – прибор, определяющий состав продуктов, служит, в основном, для обучения будущих технологов.

Ещё одно известное изобретение – на этот раз учёных из ВГУ – так называемая твёрдая вода, которая вызывала множество споров. Это гранулы сорбента, впитывающие и удерживающие влагу в почве. Технология, уверяют разработчики, позволяет решить проблему засухи. Проект выиграл несколько грантов и сейчас проходит испытания. И проходить их будет ещё два года, а после учёные намерены искать инвестора, который запустит продукт в производство. Желающие периодически появляются, но авторы идеи отказываются – не хотят продавать технологию и менять деньги сейчас на потенциальную славу потом.

Разработчики айтреккеров – системы, позволяющей отслеживать направление взгляда человека, готовы продать своё творение за несколько десятков тысяч рублей, например, маркетологам для изучения спроса. Но покупателя пока нет. Аналоги стоят в десятки раз дороже, уверяют учёные, и работают хуже. Технологию можно адаптировать для людей с ограниченными возможностями, и устройство позволит управлять техникой взглядом.

– Сейчас это образец, который ждёт конкретного заказчика, который скажет: мне нужно вот это, это и это. Мы настраиваем параметры, у нас есть даже дизайнерские решения под этот проект. Два-три дня и коробка готова, – рассказал учёный Ярослав Туровский.

На коне, рассказывают местные деятели науки, сейчас айтишники и химики – их идеи бизнесу нужны – на замену зарубежным технологиям. Дмитрию Минакову выгодно продать свою разработку удалось – фотосепараторы теперь выпускает Воронежсельмаш. Аналоги в мире уже есть, но дороже. Воронежские разработчики машинного зрения удачно вышли на потребителей.

– Фотосепараторы до меня разработала группа учёных университета, мы продолжили эту тему, и сейчас коммерциализируем этот продукт. Запрос от бизнеса, как правило, первичен, но если воронежские учёные сделали какое-то ноу-хау, такие ситуации тоже бывают, например, с твёрдой водой, здесь нужно вовремя сориентироваться и вовремя продать эту технологию. Либо организовать собственную компанию, и здесь уже ввязываться в бизнес, – пояснил разработчик фотосепараторов Дмитрий Минаков.

А вот воронежские врачи свои идеи воплощают довольно часто – вероятно, из-за того, что исследования проводят на базе существующих больниц. Например, экспериментальные приборы для диагностики кашля, технологии, используемые в стоматологии. Активно применяют разработку местных учёных в офтальмологической больнице – определяют патологические изменения по слезе. В качестве маркера – открытый нашими учёными белок Пироксиридоксин 6. Теперь на основе открытия выпускают тест-полоски, которыми активно пользуются при диагностике воронежцев.