Очереди, талоны и спекуляция. Как в 80-х годах воронежцы «доставали» продукты
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Сейчас просто «бизнес», тогда – «спекуляция». Перепродажа продуктов и незаконная торговля второй половины 20 века сохранилась в архивных кадрах нашей телекомпании. Гигантские очереди и талоны на продукты – всё это обыденная жизнь того времени, о которой многие уже позабыли. Контрольная закупка по-советски, в сюжете «Вести Воронеж».
Такой холод, что идёт пар изо рта. Но очередь упорно стоит. Милиция еле сдерживает тысячи горожан – все они пришли на открытие Центрального рынка в 1972 году. Чуть позже толпа бежит к торговым рядам. Всем этим советским людям, кажется, удивительной показалась бы современность. На прилавках помимо мяса, яиц или сладостей теперь можно найти даже лобстера и устрицы. А в советское время здесь могли предложить только товары местных производителей – колхозов, совхозов или владельцев подсобных хозяйств. Впрочем, найти тут можно было и незаконных торговцев. В наших архивах сохранился разговор нашего корреспондента с одной такой предпринимательницей.
– Валентина Фёдоровна, у вас есть право на торговую деятельность?
– Нет, его нет.
– Так почему же вы торгуете?
– Я не знала, что такое есть право.
На рынок продавец, оказалось, пришла, минуя проверку. А в администрации, тем временем, даже не знают, как её за это наказать.
– Если у неё мясо такое в принципе пригодно к пище, но таким способом партизанским проникать на территории… Да, не знаю каким путём, но её надо наказать. Чтобы она знала. Потому что слишком много желающих посредничать. Не работать, а заниматься этой перекупкой, перепродажей, пользуясь тяжелой такой конъектурой сейчас, – рассуждал тогда представитель руководства рынка.
«Спекуляция» и завышенные цены на дефицит – к концу 80-х стали обычным делом. Например, в магазине №50 в Семилуках продавцы подменяли ценники. Так шампанское тут продавали рублей на 20 дороже обычного, а мясо вообще примерно за треть средней зарплаты. А часть товаров вообще уходила на сторону.
– Продукты это наш первый, как бы сказать, очаг. Они в магазине часто очень продают цыганам, а цыгане уже продают по своей цене. За такие вещи надо наказывать, а не просто выговора! – делилась возмущённая покупательница.
– Я хочу сказать, у меня большая жалоба на Галину, не знаю, как её по отчеству, она стоит в молочном отделе. Я социальный работник, без очереди прохожу, отовариваю престарелых и одиноких. Однажды подошла попросить, чтобы она налила молока. Получился скандал, время без 15, она закрывает на обед. Я говорю, я тебя прошу, я не себе беру молоко, у меня мальчик больной, у меня вообще дети больные. Я везу к экстрасенсу ребёнка. Такой скандал устроила и не отпустила мне молока! – рассказывала нашему корреспонденту ещё одна недовольная посетительница магазина.
Сейчас на городских рынках и в магазинах изобилие товаров. Бери, что хочешь, только плати деньги. Те же, кто застал советское время, наверняка помнят талоны. Выдавали их раз в месяц. Ну что ж, судя по ним, могу взять пачку макарон, килограмм крупы и 15 штук яиц.
Молоко, сливочное масло и мясо – лишь небольшой список продуктов, которые купить можно было только по талонам. И часто ещё и простояв за ними в очереди пару часов.
– Большая проблема в конце 80-х заключалась в том, что были нарушены связи поставки продукции. Нельзя сказать, что были засушливые годы и производство крупы резко сократилось. В основном, это касалось плановых поставок, перераспределения. Вводились эти дотационные формы распределения продовольствия для того, чтобы избежать появления элементов голода среди определённых частей населения, – поясняет историк Владимир Перцев.
С помощью талонов покупали, в основном, дефицитные продукты. Правда, если они были в наличии. А если не было, приходилось доставать – используя связи в сфере торговли, или везти из Москвы. Множество товаров из регионов отправляли на экспорт, поэтому полные прилавки встречались разве что в столице.