< >

«Любила, но зарезала». За убившей воронежца девушкой признали право на самооборону

Екатерину Дудникову отпустили на свободу, оправдав убийство защитой жизни.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 14623
«Любила, но зарезала». За убившей воронежца девушкой признали право на самооборону

Фото: Из соцсетей

Жительница Воронежа Екатерина Дудникова разговаривала с облсудом из СИЗО в Сызрани по видеоконференцсвязи.

– Я его любила, у меня и в мыслях не было убивать. Никогда себе этого не прощу, – рыдала она в голос. – Простите меня. Я только защищала свою жизнь.

В ту мартовскую ночь в 2019 году в квартире многоэтажки на улице Владимира Невского случилось настоящее побоище. Пощёчины, летящие в голову стаканы, бейсбольная бита, нож. А потом всхлипывания и крики, которые слышала даже соседка: «Котик, ты что прикидываешься? Котик, дыши! Не умирай!» Скорая и полиция. Морг и похороны для него, больница – для неё.

На следствии 29-летнюю Екатерину Дудникову обвинили в умышленном убийстве Сергея Жукова. Коминтерновский районный суд статью смягчил до превышения необходимой обороны. Дудникову приговорили 1 году 10 месяцам колонии-поселения и взяли под стражу в зале суда. С этим наказанием девушка согласилась.

Рассматривая жалобу мамы зарезанного парня и прокуратуры, коллегия Воронежского облсуда 19 февраля приняла невероятное решение – оправдала девушку, признав её действия необходимой обороной. Ещё пять-семь лет назад подобные вердикты были единичными по всей России. Сейчас на волне борьбы с домашним насилием они случаются всё чаще. Однако история Дудниковой отнюдь не дело сестёр Хачатурян, о ней ни разу не писали СМИ. Но нельзя не отметить и другую тенденцию – чисто женские убийства, количество которых в последние несколько лет выросло в разы.

Скандал с битой и ножом

Всё началось с обычной ссоры в ночь на 24 марта 2019 года в квартире, где жили Жуков с Дудниковой. Оба в тот вечер отдыхали в компании и вернулись домой пьяными. Слово за слово и разразился ужасный скандал. По словам Дудниковой, сожитель был недоволен её поведением, стал оскорблять, бить ногами, таскать за волосы. В ответ девушка бросила в Жукова стакан. Тогда он принёс в комнату нож и угрожал им. А потом и вовсе стал бить Екатерину бейсбольной битой.

– Понимая, что Жуков может убить её, защищаясь, Дудникова схватила с кровати нож и стала беспорядочно размахивать им. Несколько раз она попала по телу Жукова, – описал районный суд трагические события. – Позже, опасаясь за свою жизнь, Дудникова решила спрятать нож и отправилась с ним в сторону кладовки. В этот момент она увидела, что Жуков замахивается на неё бейсбольной битой. Обороняясь, она ударили Жукова ножом в правую сторону груди. От раны он скончался на месте.

После скандала Екатерина Дудникова попала в больницу с сотрясением мозга, эксперты насчитали у неё на теле 24 кровоподтёка и травмы. Следы побоев на теле девушки, отсутствие умысла для убийства и её желание спасти раненого – всё это стала поводом смягчить обвиняемой статью до превышения пределов необходимой обороны.

Потеряла всё

Вынесенный Екатерине Дудниковой приговор обжаловали мать погибшего воронежца Нина Жукова и прокуратура. Обвинение просило облсуд вернуть квалификацию об умышленном убийстве и лишить Дудникову свободы на 6 лет.

Потерпевшая Нина Жукова не верит, что Дудникова могла одна справиться с её сыном – высоким спортивным парнем. Женщина считает, что девушка убивала не одна и может «кого-то покрывать». Поэтому просила расследовать убийство сына заново. Мама убитого рассказала, что у парня все руки были порезаны, его не только дважды смертельно ранили ножом, но и жестоко избили.  Она пояснила, что никогда не видела найденные в квартире у сына нож и биту. Предположила, что Дудникова специально заранее их принесла. Потерпевшая настаивала, что Дудникова во время скандала имела возможность уйти из квартиры, если считала, что ей грозит опасность, но почему-то этого не сделала

Жукова назвала наказание несправедливым и несоизмеримым, а срок в колонии-поселении - «отдыхом».

– Я потеряла всё, что у меня есть. На людях стараюсь держаться, а внутри пустота. У меня только слёзы, и ничего больше нет. Сын содержал меня полностью и свою дочь. У него было столько целей и планов. Как теперь, на что жить – не знаю, – объяснила Нина Жукова.

Дело, сотканное из противоречий

Старший прокурор апелляционного отдела уголовно-судебного управления облпрокуратуры Галина Пихтарь указала тройке судей, что в показаниях осуждённой «противоречиям нет конца». Она обратила внимания, что в словах Дудниковой нет конкретики. Она часть использовала слова «не помню», «очнулась», «замахнулся». Подробно не описывала, как её бил мужчина. 

– Жуков ударил её по лицу, за что она бросила в лицо стакан. Принёс нож и во время конфликта бросил его на кровать. Сказал: «Заткнись, а то я тебя убью». Нож был в ножнах. В коридоре столкнулись. Жуков увидел её с ножом – это большой и тяжёлый нож – и замахнулся битой. Так кто от кого ещё защищался? Кто получил больше телесных повреждений? – обратила внимание на важные моменты Галина Пихтарь.

Гособвинение указывало, что какой-то момент конфликт был на этом исчерпан, и Жуков даже сфотографировал у себя ножевые раны. Но после этого в руках у Екатерины снова оказался нож, а у Сергея бейсбольная бита.

Пихтарь также описала события, которые предшествовали трагедии. В тот вечер Дудникова вела себя в компании вызывающе, в ответ парень делал ей замечания. В баре девушка поведение оказалось настолько неадекватным и агрессивным, что охрана выставила её на улицу. Она не стеснялась унижать мужчину, на пощёчину отвечала тем же. Не могла в силу своего характера и гордыни остановиться, отметила прокурор «особенности характера» осуждённой. 

Рассказала прокурор и о том, как Дудникова звонила в службу спасения. Она сказала, что человек не дышит после драки. Девушка не сказала про ножевое ранение, чтобы немедленно скорая немедленно выезжала.

– Позиция у неё одна – не хотела убивать. Но человек умер. Её право – использовать любой способ защиты, но наше право разобраться в том, что на самом деле произошло, – обратилась к суду Пихтарь.

Право на защиту

Стороны сошлись в одном – дело очень запутанное и непростое, поэтому сложно во всё разобраться, подчеркнул адвокат Александр Волков. Он указал на несостоятельность версии следствия об умышленном убийстве. Не принимая во внимание избиение битой и угрозы, следы побоев, следствие описало, что девушка просто взяла нож во время конфликта и решила убить.

Защитник объяснил, как ситуация выглядела глазами Екатериной Дудниковой.

– Хотела спрятать нож в кладовке, но не успела – её увидел Жуков с битой. Могло бы окончиться это менее печально, если бы Жуков не пошёл с бейсбольной битой второй раз. Предполагаю, что он пошёл добивать за первую рану, – подчеркнул Александр Волков. –  У неё не было выбора – или прощаться с жизнью, или защищать себя таким способом. Была реальная опасность жизни, подвернулся этот нож. Если бы всё сложилось по-другому, судили бы за убийство сейчас не Дудникову, а Жукова.

Волков объяснил, что его подзащитная отказалась жаловаться на приговор, хотя адвокат и считает, что она совершила убийство в состоянии необходимой обороны. Побои, сдавливания шеи, нападение с битой – от всего этого Дудникова защищала свою жизнь, имея на это право – как гарантирует каждому человеку Конституция.

– Она сказала, что больше ничего не хочет слышать об этом деле. Хочет обо всём забыть. Поэтому и было принято решение не жаловаться на приговор. Но в душе, я убеждён, что она невиновна, – пояснил адвокат.

Екатерина Дудникова попросила прощения у матери убитого парня.

– Я этого человека любила. И в мыслях не было его убивать. Если бы не эта ситуация, когда он меня избивал, ничего бы не произошло. Мы бы жили и дальше. Я себе этого не прощу. Прошу суд меня понять, – говорила Дудникова, почти не сдерживая слёз.

Вряд ли кто-то из присутствующих в зале ожидал такого постановления суда. Предполагалось, что приговор утвердят, или же его отменят и направят дело рассматривать заново. Но суд решил прекратить дело Екатерины Дудниковой, признав её действия необходимой обороной. Коллегия также постановила освободить девушку из-под стражи и разъяснила ей право на реабилитацию.

Во время оглашения постановления плач Екатерины перерос в рыдания. Казалось, она сама не верит в происходящее, и реакция на решение о сроке в 6 лет за убийство была бы точно такой же.

На фото Екатерина Дудникова - с личной страницы vk.com

Ещё по теме

Читайте также