Бизнес умирает. Что стало с воронежским Лосево после запуска участка М-4 в обход села
Жизнь в селе замерла.
Фото: Вести Воронеж
Предприниматели Лосево готовятся попрощаться с бизнесом – выручка в 2020 году упала вполовину. Жизнь в селе начала замирать ещё в апреле, из-за самоизоляции, а две недели назад бизнес «добило» открытие новой трассы в обход села. Как живет Лосево без традиционной пробки, и почему местные не особенно рады магистрали – в сюжете «Вести Воронеж».
Последний аргумент лосевского общепита - машина-зазывала. На ней владелец местного кафе надеется переманить уставших и голодных путников с платной трассы в Лосево. Иначе, рассказывает, бизнесу не выжить – с начала июля в село заглядывают только редкие дальнобойщики, а так называемые моряки, то есть курортники, едут мимо. Даже, казалось бы, вечные продавцы сгущенки и медовухи уверены, что досиживают на обочине последние дни, дальше – неизвестность.
– Пошла вторая неделя после того, как открыли новую дорогу. Торговля просела процентов на 70. Я был вынужден сократить кадры. Раньше в это время у меня работало четыре человека, теперь - два. А у меня трёхсменка – то есть шесть человек уже потеряли работу, – рассказал предприниматель Дмитрий Ровенский.
Пока бизнесмены переписываются с губернатором – им пообещали места на новой дороге. Землю в районе площадок отдыха планируют передать в собственность района. Но когда – неизвестно.
– Организатором будет МУП «Павловский рынок», предприниматели будут работать с ним. Письмо администрации района направлено в департамент по предпринимательству и департамент по земельным вопросам, – сообщил глава Лосево Анатолий Бугаев.
На местный рынок водители заезжают, но уже значительно реже. Пока единственный вариант для предпринимателей – сделать Лосево местечком, куда хочется заскочить по дороге на юг. Пока центр села выглядит как музей культуры 90-х. Бизнесмены уверяют – не раз предлагали облагородить рынок за свой счет, но вопрос так и утонул в бюрократической бездне.
– Любое переформатирование должно быть с согласия власти. Мы деньгами вложимся, но должно быть согласие. Не только на словах, но и документально. Мы предлагали реконструкцию, нам сказали – она будет. Но вот по сей день её нет, – рассказал предприниматель Александр Шульгин.
На стороне торговцев – жадность транспортных компаний: для фуры 80 км по новой трассе стоят около 500 рублей.
Пока, рассказывают предприниматели, поток на трассе сократился процентов на 50, и увеличится он вряд ли. Районный центр занятости уже объявил: для тех, кто потеряет работу, есть около 800 вакансий. Правда, большинство – за пределами Лосево. Ветварачами, доярками и осеменаторами местные устраиваться не хотят.
В целом платные участки изменили жизнь нескольких крупных сел области. В 2009-м трасса М-4 ушла из Верхнего Мамона, там теперь обедают только дальнобойщики и водители автобусов, с начальством которых удалось договориться местным предпринимателям. Закрылись магазины, кафе и частные пляжи на окружной в обход Воронежа. Яркий пример – Рогачёвка, до 2013-го – такой же, как Лосево, большой базар на обочине. Сейчас большинство мини-гостиниц и точек общепита продаются, заброшены или работают на местных и редких гостей.
Местные говорят, что теперь там останавливаются процентов пять из всего потока, а новый магазин поставили, скорее, для местных.
А вот Новая Усмань, которая лишилась основного потока проезжающих в том же 2013-м, кажется, не испытывает в них дефицита. Стоянки для фур забиты. К малому бизнесу присоединился и сетевой ритейл. Правда, фирменное блюдо из Новой Усмани, которое помнят бывалые путешественники, похоже утратило популярность. Продавщицы кукурузы теперь стоят с интервалом не в 50, а в 250 м.
Новый участок трассы М-4 «Дон» в обход Лосево и Павловска длиной 85 км, он проходит через Бобровский, Павловский и Верхнемамонский районы. Четырёхполосную дорогу строили с 2017 года и 4 июля 2020-го её открыли. Только за первую неделю по ней промчались 200 тыс. автомобилей.