Страшный сон вмиг стал реальностью. Как Воронеж год противостоял коронавирусу
Пока расслабляться рано – вполне возможны европейский сценарий и третья волна пандемии.
Фото: Вести Воронеж
Год назад жизнь Воронежской области изменилась непредсказуемо и страшно. То, чего мы не могли себе даже представить, вмиг стало реальностью – 19 марта 2020 года в области зарегистрировали первые случаи заражения новой коронавирусной инфекцией. Туристы вернулись из поездки в Польшу и привезли с собой ковид. Вслед за этим в регионе ввели режим самоизоляции, а потом и масочный. За год коронавирусом, только по официальным данным, переболели более 70 тыс. человек и умерли больше 2,5 тысяч. О том, как пандемия изменила жизнь воронежцев, – в сюжете «Вести Воронеж».
Самоизоляция, пустые улицы, закрытые торговые центры и проблемы с зарплатой. Коронавирус заставил воронежцев жить по-новому, хотя многие признаются, сложности перенесли стойко. Больше всего о том, как прошёл год, жалеют, кажется, школьники.
– Мы учились все в 11 классе тогда. И у нас не было ни выпускного, ни последнего звонка, ни вальса. У нас очень сильно перенеслись экзамены, и поэтому прошлый год для нас был очень тяжёлый. И вообще учёба сложно даётся дистанционно. На данный момент, когда мы учимся в университете, хочется, чтобы практики было больше. Онлайн – это всё равно не то, – говорят студенты.
Паника, которая возникла, когда в регионе появились первые заболевшие, сейчас практически сошла на нет. Меры безопасности и так соблюдали далеко не все – теперь же и вовсе единицы. В общественном транспорте людей в масках практически нет. Те же, кто их надел, говорят – не от страха перед болезнью:
– Соблюдаю, но заболеть как-то не боюсь. Какая-то такая самоуверенность. Хотя можно бы и побояться, так как работаю в медицине. Но маску не сбрасываю – на работу, в магазины, куда угодно – только маска.
А вот Александр Безруков к маскам и антисептикам относится куда более серьёзно – средства защиты у него теперь лежат по всей машине. Это не удивительно – мужчина побил своего рода рекорд. С коронавирусом он провёл в реанимации 90 дней. Причём, 76 из них на искусственной вентиляции лёгких – лёжа на животе. За это время на Александре, кажется, перепробовали все возможные способы лечения. И хотя выписали из больницы мужчину ещё в сентябре, организм, говорит, восстанавливается до сих пор.
– Я вообще не восстановился, у меня на данный момент сатурация самая максимальная 93. Я замеряю каждый день. Одышка постоянно, по лестнице мне ходить тяжело. И 26 декабря я делал контрольное КТ – и только на 30% восстановились лёгкие. Поменялось всё в корне. К жизни относимся совсем по-другому – хочется жить, жить и жить, – признаётся Александр Безруков.
Кардинально жизнь поменялась и у медиков. Первые три месяца коронавирусного года они, говорят, дома не ночевали. Впрочем, в самом крупном стационаре региона – БСМП №8 – и сейчас работы меньше не стало. Сюда привозят пациентов с тех больниц, где из-за снижения заболеваемости ковид-отделения начали сокращать. По словам врачей, только спустя год они с уверенностью могут сказать – бороться с вирусом научились.
– Изначально в сознании многих людей коронавирус воспринимался как новая инфекция по типу респираторного заболевания или гриппа. В дальнейшем стали осознавать, что заболевание поражает все органы и системы. Просто в большинстве своём проявлением является патология и поражение лёгочной ткани. Не стоит также забывать, что мишенью для вируса них являются и почки, и поджелудочная железа, и печень, – рассказал заведующий отделением Ковид-3 в БСМП №8 Николай Клюшников.
Методы лечения коронавируса – это отдельная тема. За этот год врачи получили 10 методических рекомендаций Минздрава – в них подробно описаны препараты и дозировка, которые подходят для лечения и профилактики COVID-19 как в стационаре, так и амбулаторно. Последняя – в пять раз больше первой. По словам врачей, в десятой версии документа препараты уже с доказанной эффективностью.
В документе, например, рекомендуют использовать антибиотики только при явных и убедительных признаках инфекции. Ряд таких препаратов для лечения коронавируса и вовсе исключили. Между тем, по словам эпидемиологов, ситуация с заболеваемостью в регионе стабилизировалась. В больницах сейчас около 1,5 тыс. человек – на пике второй волны их было больше 4 тысяч, дома – 4,7 тысяч. Цифры стали меньше. Свести их на нет поможет вакцинация. Врачи говорят, если антитела будут хотя бы у каждого четвёртого, у вируса почти не останется шансов на распространение. При этом прививку пока сделал лишь каждый двадцатый житель области.
По словам губернатора, количество привитых от COVID-19 людей будет влиять и на ограничения. В частности, на масочный режим – его не отменят, пока в регионе не вакцинируют 70% взрослого населения. В целом, по оценке Александра Гусева, область переживает пандемию без серьёзных экономических проблем. Рынок труда практически восстановился. Регион вошёл в топ благополучных по уровню безработицы и занял 14 место в стране. А ряд отраслей и вовсе показал рост.
– У нас по всем отраслям, за исключением сельского хозяйства, есть рост по отношению к 2019 году. По промышленности – 4%, в строительстве ещё около 7%. Очень странные цифры, мы их будем перепроверять, по обороту в предприятиях общественного питания. Он увеличился на 15%. Возможно, это связано с расширением доставки, возможно, кто-то легализовался и просто раньше показывал меньшие объёмы, – отметил губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Постепенно восстанавливается и культурная сфера. Во время апрельских гастролей Большого театра, например, разрешат полные залы. Сейчас на спектакли и киносеансы можно продавать лишь 50% билетов. Между тем, по словам губернатора, несмотря на то, что ситуация с заболеваемостью стабильная, расслабляться пока рано. Нас вполне может ожидать европейский сценарий и третья волна пандемии.