< >

Выделенки и ЧП с маршрутками. Чем запомнился воронежцам общественный транспорт в 2021-м

И стал ли он наконец комфортным.

Елена Гончарова Вести Воронеж 12178

Фото: Максим Соколов, Вести Воронеж

Воронежский общественный транспорт после пандемийной паузы, которая была в 2020-м, начался активно меняться. Власти уже давно обещали сделать его комфортным для пассажиров, и в уходящем году воронежские маршрутки стали к этому ближе. Но поводов для бурных обсуждений и возмущённых комментариев осталось немало.

«Вести Воронеж», подводя итоги 2021 года, разобрались, чем он запомнится пассажирам общественного транспорта.

Новая маршрутная сеть

В этом году воронежцы, стоя на остановках, нередко растерянно провожали глазами автобусы с неизвестными номерами и удивлялись исчезновению привычных маршрутов. Это менялась маршрутная сеть. Новую схему разработали в 2019 году, и воронежцы приняли её в штыки на общественных слушаниях. В мэрии к горожанам прислушались, и перемены оказались менее масштабными, чем планировалось изначально.

В начале года на улицы Воронежа выходили автобусы 97 регулярных маршрутов, сейчас их осталось 84. В целом же изменения затронули около трети всех маршрутов, 16 отменили совсем – они или дублировали другие, или существовали только на бумаге.

При этом пять новых маршрутов запустили, они связали друг с другом отдалённые микрорайоны. Теперь воронежцы могут без пересадок доехать в Коминтерновский район из «Озерков» или в Железнодорожный из Шилово.

На этом изменения не закончатся, перестраивать маршрутную сеть планируют в течение пяти лет.

Обновление автобусов

В 2021 году продолжилось обновление автобусов. За три квартала новых, то есть этого или прошлого года выпуска, их появилось около 200. С улиц исчезли все автобусы старше предельного срока эксплуатации – это 20 лет для автобусов большой вместимости, девять для маршруток средней вместимости и семь – для малых. Старых, 20-летних, в Воронеже теперь всего два, а ещё недавно на улицах можно было увидеть и транспорт 80-х годов выпуска. Новые автобусы покупали и частники, и муниципальный перевозчик. Выполнен ли план по обновлению, сказать невозможно – в этом году власти не ставили перед перевозчиками никаких точных задач: посчитали, что в пандемийном году, когда пассажиропоток падал порой до минимальных значений, это не нужно.

Изменилась и вместимость транспорта на пяти маршрутах. Например, на 49-м, где раньше маленькие автобусы были забиты до отказа в любое время, теперь ходят большие автобусы. Ещё 58 новых автобусов большой вместимости появились в том числе и на маршрутах №8 и 9КС.

Выделенные полосы

Чиновники и независимые эксперты главным положительным итогом года для сферы общественного транспорта называют выделенные полосы.

В уходящем году к первой пилотной выделенной полосе на Северном мосту добавились новые на ещё двух мостах и четырёх улицах в центре города. На Чернавском и Вогрэсовском мостах они заработали в конце июня, на Московском проспекте и улице Плехановской – 31 июля. Автомобилисты восприняли это враждебно, но нововведение позволило заметно повысить скорость общественного транспорта. По оценке сопредседателя регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, дорога из центра в Северный микрорайон стала занимать вдвое меньше времени, а из центра на Левый берег – на треть.

– Однако движение можно ускорить и больше, если начать администрировать эти полосы: бороться с парковкой движением частных автомобилей, не имеющих права занимать эту полосу. Приоритет общественного транспорта перед личным авто – мировой тренд, и всем следует понимать, что протяжённость выделенок год от года будет расти, а возможность безнаказанно заехать на неё – исчезать, – считает Юрий Новиков.

И в мэрии с ним согласны. Штрафовать за нарушение правил на выделенных полосах начнут уже в следующем году.

Дефицит водителей и их поведение

Летом в Воронеже простаивало до трети автобусов, за руль остальных сесть было некому – водители маршруток просто уходили из профессии. Многие болели коронавирусом, а некоторые даже умирали. Транспорта стало меньше, и это первыми ощутили жители окраин города и периферийных направлений.

Летний кадровый кризис осенью стал менее острым, но его так и не преодолели. Водители маршруток уходят в такси и грузоперевозки – деньги те же, а нервы целее. Некоторые даже становятся блогерами. Как, например, прославившийся в соцсетях водитель автобуса с номером 9КА, который вечером 21 ноября буквально вышвырнул из автобуса поспорившую с ним пассажирку. Губернатор назвал этот поступок «неприемлемым», водителя уволили, и он отправился осваивать TikTok.

Впрочем, нервы страдают и у пассажиров. Но им, по мнению Юрия Новикова на вежливость водителей рассчитывать пока не стоит, в условиях бесконечной гонки за пассажирами добрее они не станут.

Взрыв и пожары

Воронежцы ежегодно жалуются на небезопасный общественный транспорт, но в 2021-м поводов было как никогда много. Так, летом две маршрутки прямо на ходу врезались в фонарные столбы – водители потеряли сознание за рулём. Один, тоже во время движения, вспыхнул и за считанные минуты сгорел дотла. Но самым пугающим стал взрыв ПАЗа в центре Воронежа вечером 12 августа. Он, пожалуй, вообще оказался самым страшным происшествием в регионе в 2021 году.

Взрывной волной у остановившегося на остановке автобуса вырвало стены и сорвало крышу, а разбитое стекло засыпало асфальт в радиусе десятков метров. Пострадали 26 пассажиров, две женщины погибли, обе в больнице, одна – почти сразу после ЧП, вторая на следующее утро. К расследованию взрыва привлекли лучших экспертов и криминалистов страны, его взял на личный контроль глава Следкома Александр Бастрыкин. Но причины ЧП неизвестны и сейчас, спустя несколько месяцев после взрыва.

Читайте также