Линотиписты и матрица для печати. Как работала воронежская типография в советские годы
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Фото: Скрин видео
Сейчас новости распространяются мгновенно. Уже через пару минут о событии знают миллионы людей. Иногда оно и вовсе развивается в прямом эфире телеканалов и социальных сетей. А ведь когда-то «свежие» новости воронежцы могли услышать только по радио или вынуждены были ждать несколько дней, пока газеты напечатают в Москве и привезут в Воронеж. Всё изменилось 8 апреля 1961 года. Тогда впервые горожане смогли читать центральную газету в день её выхода. В рубрике «Архив» мы вспомнили, как работала воронежская типография в советские годы.
1964 год. На проспекте Революции – суета, воронежцы спешат по делам. На бегу заглядывают в киоск за свежей прессой: две копейки стоит «Коммуна» – самое авторитетное местное издание тех лет. На первой полосе – призыв к объединению в борьбе за торжество коммунизма. Мысль для советских людей не новая. Но, судя по кадрам, покупатели с интересом листают газету, не отходя от киоска.
А редакция «Коммуны» уже работает над следующим номером. Знакомая современным журналистам суматоха в редакции. Только на столах из гаджетов – лишь проводные телефоны.
Готовый макет номера отдают в типографию с одноименным названием «Коммуна». Тогда печать газеты представляла собой сложный технологический процесс.
– Использовали высокий агрегат – в полтора-два роста человека. В нём был котёл с расплавом лёгкого металла. Этот котёл нагревался до определённой температуры, пока расплавится этот металл, потом линотипист, как на печатной машинке, набирал текст. Падали эти буквы и складывались вместе в строку. Потом эта строка заливалась расплавом, и получался брусочек, из него верстальщики собирали гранки, – рассказал бывший редактор газет «Молодой коммунар» и «Коммуна» Виталий Жихарев.
Воронежская типография печатала только местные издания, такие как «Коммуна» и «Молодой коммунар». Центральные газеты привозили из Москвы. На загрузку, дорогу и разгрузку уходило несколько дней, так что новости в регионы приходили «несвежими». Всё изменилось в апреле 1961 года. Матрицы для печати всесоюзных газет стали доставлять в Воронеж на самолёте ночным рейсом. Из аэропорта в типографию их привозил водитель обкома партии. И уже в шесть утра свежая пресса разлеталась по киоскам «Союзпечати». Интересно, что газету «Правда» порой отравляли отдельно, специальным бортом.
– Два захода было. Первые газеты – «Труд» и прочие. И «Правду» – в последнюю очередь. Всегда задерживались из-за каких -то материалов. Эмбарго называлось – мы вам передаём на место тексты для местных газет, но ждите, когда мы снимем эмбарго, то есть, разрешим печатать, – рассказал Виталий Жихарев.
Матрицы из столицы разлетались по всем регионам страны на самолётах до тех пор, пока редакции не стали использовать фототелеграфы. Кадры 80-х годов. Первый в Воронеже пункт приёма газет по каналам связи из Москвы. Для передачи газетных полос использовали специальные каналы связи. Затем изображение преобразовывали и отправляли в типографию. Работа жестко структурирована – график сдачи полос расписан по минутам.
В 70-х – 80-х годах за сутки в воронежской типографии печатали по миллиону экземпляров газет. Со временем работу и логистику выстроили так, что даже жители самых удалённых сёл начали получать газеты в день их выхода. Пресса, как мы бы сказали сейчас, стала ещё мобильнее.