< >

Рискуя репутацией и карьерой. Как в советском Воронеже играли джаз

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Вести Воронеж 1370

Фото: Вести Воронеж

Столетие российского джаза отмечают в 2022 году. История этой музыки в нашей стране полна драматизма. Необыкновенно популярная до войны, после она подвергается критике. Тогда саксофон приравняли к финскому ножу, а в народе появился пропагандистский лозунг «Сегодня ты танцуешь джаз, а завтра Родину продашь». Оттепель наступает только в 60-ых. Несмотря на это, джаз в Воронеже играли всегда, порой, рискуя собственной репутацией и карьерой. Джазу в Воронеже посвящена в этот раз рубрика «Архив».

1922 год. Первый в стране джазовый концерт в Москве. Удивительно, но уже спустя шесть лет в провинциальном Воронеже появляется свой профессиональный джаз-оркестр под управлением Евгения Винницкого. Музыканты играют перед сеансами в кинотеатре «Спартак». Слушать их модно и необыкновенно популярно. Так было до войны, после музыку раскритиковали. Влюбиться в джаз, писали в советской прессе, – все равно, что полюбить бормашину.

– Когда радио доносит до нашего слуха нестройный шум и грохот, звон битой посуды, гортанное завывание какого-то верблюжьего голоса, произносящего бессмысленные слова, речитатив, перемежаемый не то всхлипыванием, не то пьяной икотой, звуки неведомых инструментов, играющих аккорды, от которых мороз продирает по коже, – мы слышим музыку одичалых людей, – писал критик Виктор Городинский.

Отношение к джазу в СССР во многом имело политический контекст. Музыка, рожденная в Штатах, как и всея американская культура, критиковалась. Джаз ушел в подполье и снова увидел свет в Воронеже только спустя два десятилетия.

1966 год становится знаковым для местных музыкантов. Им удается организовать первый в городе джаз-клуб, где проводят лекции и беседы. Их посещают рабочие, служащие, инженеры, студенты – все, кому интересна музыка. Концерты устраивают в молодёжном кафе «Россиянка». И это несмотря на все препятствия: слишком долго джаз считался вредной, буржуазной музыкой, а музыканты находились под неусыпным контролем спецслужб. За игру на саксофоне, например, могли лишить работы.

– Начинала заканчиваться оттепель. Мы кожей чувствовали, что настают тяжёлые времена. Ощущали давление. Знали всех людей, которых называли «тромбонисты в штатском», кто стукачом был. Профессионального джаза не было, занимались этим люди из интеллигенции, кто имел какое-то начальное образование, в училище, если узнавали, что кто-то занимается джазом, или избавлялись от таких людей, или ставили в такие условия… Но джазовое движение было довольно бурным в стране, – рассказывает  руководитель студии джаза Дворца творчества детей и молодёжи Игорь Файнбойм.

Три года спустя – событие, которое удивляет всех. В Воронеже проходит первый официальный джазовый фестиваль, который собрал на одной сцене музыкантов из разных городов Советского Союза. Организовать его удалось во многом благодаря человеку, которого впоследствии назовут первопроходцем джазового просветительства, Юрию Верменичу. Вот, как он вспоминает то время.

– К нам приезжало более 150 музыкантов из десяти разных городов, а от Воронежа выступало не менее шести джазовых составов. Трудно описать, чего стоило «пробить» и организовать фестивали…. Особенно тяжело дался наш первый фестиваль. Необходимо было создать прецедент, заложить «традицию». Стена прогибалась и отбрасывала как батут, сто раз хотелось на все плюнуть…, – рассказывал он.

Успешно прошли один за другим три фестиваля. Видео сохранилось без звука. Фестивали закончились, но интерес к джазу в Воронеже никогда не угасал. Музыканты продолжали устраивать творческие встречи.

Второе рождение джаз в Воронеже получил в девяностых. Тогда стали регулярно организовывать концерты. Кроме того, снова открылось экстрадно-джазовое отделение в музыкальном училище.

Музыка стала популярна среди воронежцев во многом благодаря ежегодному фестивалю «Джазовая провинция». В местной филармонии появился собственный биг-бэнд, немногие города могут этим похвастаться. Сегодня джаз в Воронеже можно послушать не только в филармонии, любители и профессионалы регулярно устраивают джемы на разных городских площадках. Музыкой заинтересовалось и новое поколение, например, юные воспитанники Игоря Файнбойма, который руководит детской студией джаза.

Читайте также