< >

Никакой «химии». Как в Воронежской области будут выпускать экопродукцию

Почему фермеры смотрят на идею скептически, узнали корреспонденты «Вести Воронеж».

Наталья Зубкова Вести Воронеж 14099

В Воронеже прошёл Агропродовольственный форум. Главной темой обсуждения стало модное направление бизнеса – производство органической продукции. Явление это пока только зарождается, и Воронежскую область Минсельхоз включил в список пилотных регионов. Что такое органическая продукция, чем она отличается от био, эко и прочих, а также – зачем местным сельхозпроизводителям вообще ввязываться в подобную авантюру – в сюжете «Вести Воронеж».

Штефан Дюрр органическую продукцию из России с сертификатом ЕС экспортировал в Голландию и Австрию. Сейчас на Российский рынок органическую продукцию выращивают в Оренбуржье и Калужской области, в Воронежской – начнут в этом году, площадку выбрали.

В чистом районе – в окрестностях села Дивногорье, на 4000 гектарах намерены выращивать зерновые, сою, а также – поставить молочную ферму. Бизнесмен уверен, что рынок сбыта будет, потому что спрос на экологически чистую еду есть. Недаром в супермаркетах можно встретить массу маркировок био, эко и так далее. Правда, то, что сейчас продается в российских магазинах, по мнению предпринимателя, никакого отношения к органическим продуктам не имеет.

– В России кому не лень, тот называет «экологически чистые», без всяких стандартов, мы с вами хотим написать на рубашке, на галстуке, что он экологический чистый, и написали, и никто нас, ничего страшного. Что сейчас важно для рынка – не «погадить», не испортить название. Если сейчас рынок ждёт каких-то фальсификатов, если сейчас сто фермеров или крупные хозяйства будут работать хорошо, получать сертификат, а потом два-три жулика появятся на рынке, они могут испортить, как говорится, всё стадо, – отметил бизнесмен титр во второй части Штефан Дюрр.

Итак, статус «органический продукт» может быть присвоен тому, что выращено без применения:

  • удобрений;
  • не обработано гербицидами, фумгицидами и пестицидами;
  • закупать можно только семена с пометкой «органические»;
  • если это животноводство, животные не должны употреблять в пищу комбикорма с добавками гормонов роста и антибиотиками.

Прежде, чем заняться органикой, аграриям предстоит пройти переходный период от традиционного ведения сельского хозяйства. Это помимо того, что нужно обучить персонал, оплатить сертификацию и выдержать постоянный контроль.

– Для органического земледелия нам не нужна целина, мы можем перестроить площади, которые в данный момент используются для традиционного земледелия. Максимум понадобится три года, чтобы выпарились все искусственные вещества, удобрения ушли, промылась дождём земля. В данный момент у нас нет какого-то знака, который можно ставить на продукт в России, который скажет, это органический продукт или нет. Допустим, если мы посмотрим на яблоко, мы внешне не увидим разницы, поэтому необходимо в России создать систему контроля, – отметил директор органа по сертификации органической продукции, Германия Франк Румпе.

Продукты, на которые можно было бы поставить знак «органик», рассказывают фермеры, многие давно производят и имеют постоянных клиентов. Но сейчас этот рынок существует как бы отдельно от официального ритейла.

Жители сёл торгуют молоком, мясом и овощами, что называется, самовывозом. Ольга Мощенко выращивает на продажу домашнюю птицу. Кормят исключительно собственноручно выращенным зерном, не дают антибиотиков, животные растут и нагуливают вес на воле. Официально переходить на органическое производство и получать особый статус, говорит, не собирается – затраты, уверена фермер, себя не окупят.

– Это дорогое удовольствие, бумажка у нас всегда дорого стоит, поэтому невыгодно. Но это ещё не значит, что у нас эта продукция – не экопродукция. Поэтому многие горожане, которые хотят купить эту продукцию, они не на бирку будут смотреть, они приедут и будут смотреть, что птички мои клюют. И это для них будет более важно и более естественно, чем бирка. Если я, допустим, привешу бирку сюда, и моя индюшка будет стоить в три раза дороже, кому я её продам, – интересуется фермер Ольга Мощенко.

Зачем хозяйствам региона экспериментировать, если покупатели на экопродукцию и так находят всё, что им нужно, корреспондент Наталья Зубкова спросила у руководителя департамента аграрной политики области Алексея Сапронова.

Ещё по теме

Читайте также