Воронежские фермеры откроют свои магазины с органической едой
Хозяйства региона уже готовы выращивать такую продукцию.
Пять сельхозпроизводств региона уже готовы выращивать органическую продукцию. Хозяйства проходят сертификацию. После получат действующий три года документ, о том, что производят действительно био-еду. Бумагу выдаёт воронежский филиал Россельхозцентра. Его лаборатория теперь аккредитована для проведения таких исследований. Там закупили современное оборудование. Кроме того, всё время действия сертификата эксперты продолжат проверять продукцию и условия. В пока единственных в Богучарском районе уже почти органик-садах побывала съёмочная группа «Вести Воронеж».
Для био-«Богатыря» или «Антоновки» эта самая благодатная почва. Сады разбили на месте так называемой залежи. Земля тут отлично отдохнула, не возделывалась свыше 20 лет. И все ещё свободна от химии. Здесь применяют агросредства только живые и натуральные. А вот урожай из обычного сада богат не полезными элементами – наливными плоды выглядят после аж 15 обработок.
– Яблоки, которые вы кушаете, они имеют набор минимум 60 химических разных препаратов. Мы работаем только биологическими препаратами. Это в основном бактерии, которые улучшают почву. Бактерии, которые помогают нам бороться с вредителями и болезнями, – рассказывает управляющий садами Валерий Чешев.
Чтобы яблоки, вишни, сливы и ягоды, собранные тут, могли называться органическими, сады проверяют дважды в год. Плодов пока нет – деревья молодые. Эксперты Россельхозцентра исследовали листья и почву. В ней, кстати, ищут и вредное, и полезное – следят, как меняется плодородие. На территории в 120 га процесс весьма трудоёмкий.
– С этого поля, например, с одного гектара мы берем вот 10 пунктов отбираем, делаем среднюю пробу. Здесь сколько полей – мы объехали каждое и взяли образцы почвы, – говорит начальник Богучарского отдела филиала «Россельхозцентра» по Воронежской области Елена Дудникова.
Для статуса organic-food нередко соседство решает всё. Выбирать место под поля или сады приходится тщательно. Вырастить биопродукцию не получится, например, если обычная трасса близко. Выхлопные газы насытят почву, а потом и то, что мы едим, свинцом. На месте бывшей свалки в земле останутся следы мышьяка. А те же брошенные пластиковые бутылки и полиэтилен могут отравить всё растущее здесь ртутью и кадмием.
Чтобы найти тяжёлые металлы, в лаборатории сама проба должна исчезнуть, испариться. Кадмий или свинец в воздухе уловит вот этот прибор.
ГМО отыщут в зелёной массе, проще говоря, в листьях. Остатки пестицидов всего в 10 г почвы. Её разводят, сутки отстаивают, час встряхивают, фильтруют. Вердикт выдаёт умная техника – хроматограф. Результаты проверки будущих био-хозяйств региона, эксперты говорят, пока радуют.
– Органическое земледелие. Остаточное количество пестицидов, даже если оно присутствует, то в тысячных долях, минимально. Это даже не запрещается теми же гигиеническими нормативами и СанПинами, – рассказывает начальник испытательной лаборатории филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области Наталья Емельянова.
Оrganic-хозяйств в области пока нет. Стать первыми хотят пять сельхозпроизводств, все ещё получают сертификаты. Эти расходы, кстати, возмещает правительство региона. А био-еду на прилавках уже пора искать.
– Органическое земледелие. Процесс сертификации органического производства будет занимать не менее двух лет. Это называется переходный период – от интенсивной технологии к органическому производству. Но в процессе переходного периода сельхоз товаропроизводитель имеет право продавать продукцию и делать маркировку, что продукция, выращенная в период переходного периода, – говорит руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области Сергей Сенчихин.
Такие плоды здесь соберут уже следующей осенью. Рассчитывают на урожай не меньше 100 т. Только купить первые воронежские био-яблоки в гипермаркетах вряд ли удастся. Просто не выдержат конкуренции. Натуральные фрукты точно будут дороже. Садоводы уже решили – открывать для них свои магазины.