< >

65 лет исполнилось со дня освобождения Ленинграда от блокады

Вести Воронеж 1048

Фотографий времен блокады у Галины Москальцовой не осталось, было не до этого. Уже в октябре в Ленинграде начался голод. Семью спас отец, морской офицер, чудом сохранивший какие-то съестные припасы при эвакуации с базы Ханко в Финляндии.

Галина Москальцова, блокадница, жительница г. Воронежа: "Когда он принес домой вещмешок, там был килограмм масла и две буханки хлеба. И нам отрезали и дали по одному кусочку, намазали этим маслом, мы так просили еще, мы даже плакали. Мы видели хлеб, а нам не дают, но взрослые понимали, отец понимал, что если он даст нам еще хлеба, то наш желудок не переварит. Поэтому этот хлеб и это масло мы тянули, насколько могли, мы дотянули с ним до весны".

К лету 1942 года стало полегче. Голодные люди ели свежую траву, а потом стали сажать овощи. До сих пор в семье Галины Титовны сохраняется блокадная традиция - еду берегут как зеницу ока.

Сергей Москальцов, сын: "Приучали с детства, чтобы продукты сохранять и хлеб, крошки сметать, если, то в отдельную кучку там, чтоб птицам, потому что здесь все-таки человек, который пережил блокаду, он так и остается человеком, который экономит продукты и знает цену хлебу".

Виктор Егоров приехал в Ленинград 20 июня 1941 года, хотел поступать в Военно-морское училище имени Фрунзе. Как ни странно, война помогла. Стал курстантом без экзаменов. Однако получал обычную норму - "125 блокадных граммов с огнем и кровью пополам". Не раз падал в голодный обморок, однако продолжал патрулировать город, ловил шпионов и диверсантов. Те пытались подкупить измученных голодом жителей.

Виктор Егоров, ветеран Великой Отечественной Войны, защитник Ленинграда: "На мостах на ленинградских дети показывали места, где нужно бомбить, мы ловили детей, доставляли, они говорят, нам давали деньги, хлеб, за что-то, выстрели в этом месте, когда появятся самолеты".

Виктор Егоров до недавнего времени преподавал гражданскую оборону в Техническом университете, ему есть, что рассказать школьникам и на уроках мужества. Галина Москальцова, несмотря на преклонный возраст, преподает в начальных классах. У тех, кто пережил девятисотдневную осаду, закалка самая серьезная, блокадная.

Читайте также