Четыре метра над уровнем зимы. Как воронежские реки затопили сотни домов
Власти объявили чрезвычайную ситуацию на территории двух районов.
Обильные зимние снегопады и быстрое потепление привели к резкому подъему уровня воды в реках региона. Несмотря на то, что синоптики называют паводок этой весны заурядным, жители Калача, нескольких калачеевских сел и бутурлиновской Гвазды с ними наверняка не согласны. В четверг, 5 апреля, местные власти объявили там режим чрезвычайной ситуации.
Согласно данным регионального управления МЧС, к утру 6 апреля из-за паводка оказались затопленными восемь населённых пунктов в двух районах Воронежской области. В Калачеевском районе это сам райцентр, Заброды, Новая Криуша, Ильинка, Подгорное, в Новоусманском районе – Новая Усмань, Шуберское и Нижняя Катуховка. В зоне подтоплений оказались 1176 приусадебных участков и 358 домов. Кроме того, подтоплено семь низководных мостов в пяти районах.
Что затопил паводок
Хуже всего пришлось жителям Калачеевского района. Вода в реке Подгорная поднялась на 4,4 метра над зимним уровнем, а в домах жителей Калача – на метр. Например, на лице Речной в райцентре в некоторых домах вода достигла уровня подоконников, а столы просто скрыла, рассказала корреспонденту «Вести-Воронеж» Екатерина Ноева.
– Света нет, газа тоже, котёл затопило. В доме, естественно, холодно. По нему приходится перемещаться в костюмах ОЗК, в сапогах пройти нереально. Причём сильно уровень воды прибавился в ночь на четверг. Например, двери сняли с петель, положили их на стол, а утром они уже плавали по дому. Мы там с 1995 года живём, такого никогда не было, – рассказала Екатерина.
Собака и кошка девушки спаслись от воды на крыше дома, а вот у ее соседей утонули все домашние животные – куры, кролики и поросята. Вода поднялась резко, за одну ночь – многие просто не успели ничего сделать, чтобы спасти имущество и животных.
Как проходила эвакуация
В ночь с 4 на 5 апреля калачеевцы запаниковали, рассказал замглавы Калачеевского района Владимир Пацев. Местные жители всю ночь звонили по телефону горячей линии и номеру единой службы спасения с просьбами вывезти их из затопляемых домов. Всего спасатели эвакуировали 126 человек, рассказали в единой дежурно-диспетчерской службе района. Семь человек отправились в пункт временного размещения – остальные к родственникам и соседям. Многие ночь посвятили тому, чтобы вынести из домов и спасти от воды свое имущество. Всю ночь возили «скот, шкафы и технику», рассказал Владимир Пацев.
В ликвидации последствий паводка в районе принимают участие 260 человек. Кроме того, задействовали 42 единицы техники и 16 плавсредств и создали 11 лодочных постов.
По словам руководителя пресс-службы регионального управления МЧС Сергея Хренова, жители райцентра не особенно стремились эвакуироваться, предпочитая оставаться в домах и присматривать за сохранностью уцелевшего от воды имущества. Чтобы не пропустить тех, кто нуждается в помощи и не может выбрать из затопленного дома сам – пожилые люди, инвалиды, дети - спасатели провели подворовые обходы.
– Задача спасателей в таких случаях – обеспечить жизнедеятельность людей – подвезти воду, продукты и лекарства, доставить врачей к пациентам или, наоборот, больных к врачам, организовать сообщение между населенными пунктами или применить экстренные инженерные решения, например, организовать обваловку подстанции, – рассказал Сергей Хренов.
5 апреля, когда ситуация обострилась, местным властям пришлось временно отключить в Калаче две электрических подстанции. По городу поползли слухи, что без электричества может остаться половина Калача. Владимир Пацев заверил, что такого не случится. К полудню 5 апреля уровень воды в реке стабилизировался, а потом стал понижаться. К 6 апреля – на 8 см.
В чем причина подъёма воды
Причиной резкого и сильного подъёма уровня воды в реках стало быстрое таяние снега. Впрочем, для Калача, расположенного в низине, это не редкость. В 2010 году вода в протекающей через Калач Толукчеевке поднялась так сильно, что перемещаться по улицам можно было только на лодках. В 2013 году в низинах вода скрыла мелкие мосты и переправы и залила несколько улиц. Но Владимир Пацев считает, что паводок этой весны превзошел своих предшественников.
– Раньше такого не было, реки переполнены, пруды тоже. Вода стоит на огородах и дорогах, – рассказал он.
В феврале глава воронежского МЧС Александр Кошель доложил главе региона Александру Гусеву, что в зоне возможного затопления в регионеможет оказаться 41 населенный пункт, до полутора тысяч жилых домов и более 3 тыс. человек.
Однако, даже зная о паводке, в большинстве случаев предотвратить его нельзя – только оповестить местных жителей и обеспечить их безопасность.
В руслах рек и низинах затопления случаются нередко. Местные жители об этом знают и, как правило, готовы. Калач расположен в низине, в пойме реки Толукчеевка, так же, как, например, Шуберское в Новоусманском районе. Степень затопления зависит от того, как высоко поднялась в реке вода. Например, село Гремячье еще 50 лет назад заливало так, что надо водой торчали только трубы. Но в последние годы жители области привыкли к малым паводкам.
Бороться с последствиями затоплений помогают инженерные сооружения – дамбы, дренажные системы, ливневая канализация, позволяющие спустить большой объем воды в короткие сроки.
В Калаче, а тем более в калачеевских селах, ничего подобного нет. «Провинция», – говорит Владимир Пацев. . Есть, правда, дамба на Толукчеевке. Но, по словам чиновника, она не предусматривает возможности регулировки уровня воды в реке и даже никем не обслуживается.
Кто компенсирует ущерб
Вода, по предварительной оценке спасателей, сойдет в течение 10 дней. После этого местные жители начнут ликвидировать последствия стихии –мотопомпами откачивать из подвалов воду, просушивать дома, прокладывать новую электрическую проводку, переклеивать обои, покупать новую технику, мебель и живность.
Пока оценивать размер нанесенного паводком ущерба рано, говорит Владимир Пацев и добавляет, что местные власти сделают все возможное, чтобы помочь землякам. Режим чрезвычайной ситуации позволит направить на это средства муниципального бюджета и средств резервного фонда региона (если правительство Воронежской области примет такое решение), минуя долги процедуры проведения закупок и торгов.
Некоторые калачеевцы смогут компенсировать ущерб за счет страховых выплат. По словам начальника отдела массовых видов страхования филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Воронежской области Анны Хорохординой, в 2017 году калачеевцы заключили около тысячи пакетных договоров, предусматривающих риски утраты имущества при пожарах, взрывах и стихийных бедствиях, к которым относится и паводок.
Тем, кто застраховал имущество, нужно будет позвонить по горячей линии или обратиться в местное отделение «Росгосстраха» с заявлением о возникновении страхового случая. Эксперт на месте осмотрит повреждения, которые получил дом или другое имущество, составит акт, и после этого рассчитают сумму компенсации. Поскольку в районе объявили чрезвычайную ситуацию, пострадавшим не придется запрашивать подтверждение происшествия в МЧС, рассказала Анна Хорохордина.
В предыдущие годы компания уже выплачивала компенсации в подобных случаях жителям Семилукского, Рамонского, Петропавловского и Калачеевского районов. В среднем сумма выплат составляла 15-20 тыс. рублей. Она зависит от размера ущерба и суммы страхового договора. Один из жителей Калача, например, застраховал свой дом на 1,5 млн рублей.
В правительстве региона пока не определились, получат ли калачеевцы компенсации из областного бюджета.
Во время прошлого сильного паводка их получили 40 семей. Их совокупный ущерб оценили в 1,5 млн рублей, а выплаты составили по 25 тыс. на семью. Деньги получили только те, кого признали малоимущими.
Елена Гончарова