< >

Ищут рак, нематоду и бурую гниль. Можно ли есть картошку нового урожая?

Вести Воронеж 2791

Это по виду увядшее поле на деле процветающее. В земле второй хлеб десятков тысяч воронежцев. Здесь планируют собрать сразу 4 миллиона 700 тысяч килограммов картофеля. Пока комбайны до грядок не дошли, в поле выходят инспекторы Россельхознадзора. Их аппетиты скромны - по периметру подкапывают по кусту с каждых десяти гектаров. Собирают корнеплоды, почву и ботву, чтобы поставить диагноз урожаю.

Отсюда в лабораторию отправляется 11 кустов вместе с клубнями. Общая площадь здесь 108 гектаров. Инспекторы Россельхознадзора отбирали все самое подозрительное. Правда, ботву здесь уже не оценить. Зато наросты на клубнях могут говорить о раке картофеля. Правда, здесь, как не перебирали, урожай весь вот такой - гладкий.

Кроме рака, так на грядках Россельхознадзор ищет золотистую нематоду и бурую гниль. Кстати, этим сосудистым заболеванием воронежский картофель не страдает - на полях пока не обнаружено. А вот из-за нематоды и рака Новоусманский район уже 10 лет на карантине. Правда, болезни, способные погубить от половины до 90% урожая, выявляли не в хозяйствах, а исключительно на подворьях. Отсюда сейчас вывозят лишь "здоровую" картошку, получив специальный сертификат.

Это сплошь "обрусевший импорт". Тут в новоусманском чернозёме зарыты голландская "Маделена", немецкие "Гала" и "Конотоп". В хозяйстве лишь европейские сорта. Пока ввоз импортных семян был ограничен, их заменили репродукции с отечественных полей. Теперь для семенной европейской картошки преград нет - с нее российское эмбарго снято. Запрет на продовольственную. Правда, по данным Россельхознадзора ее из той же Польши в воронежскую область 5 лет не возили. Обещают, дефицита второго хлеба не будет.

Иван Воронин, заместитель начальника отдела управления Россельхознадзора по Воронежской области: "Продовольственный у нас с Египта поступал картофель, с Индии поступал - весь он досматривался. И карантинных объектов Россельхознадзором не найдено. Обычные граждане, сельхозпроизводители от этого ничего не понесут, никаких убытков. То есть, территория воронежской области обеспечивает себя, как продовольственным картофелем, так и семенным материалом. Даже продовольственный картофель имеется с избытком".

И это - здоровый продукт. Карантинные болезни у картошки, говорят, чаще в лаборатории встречаются - вот в таком, заспиртованном виде. Этому клубню с бородавками 17 лет. Диагностировать рак, говорят, можно чуть ли не на вкус - есть такую картошку не возможно - горькая. Сами споры ищут в почве. Ее сушат, потом заливают четыреххлористым углеродом. После испаряют жидкость, осадок на стекле и попадает под микроскоп. Обнаружить нематоду, говорят, еще проще.

Анжела Харченко, заведующая лабораторией Воронежского филиала всероссийского НИИ карантина растений: "Берется 100 граммовая навеска почвы, заливается уже просто водой, никаких ядов не используется. Сливается через фильтр, вода просачивается, а цисты нематоды остаются на фильтре. В прошлом году обнаружение золотистой картофельной нематоды, рак картофеля мы давно не находили, потому что сейчас выпускаются сорта ракоустойчивые".

Картофельная страда тут продлится до октября. В хозяйстве говорят, почти весь урожай уходит на прилавки сетевых магазинов Черноземья. Подсчитали, половину такой здоровой пищи точно съедят воронежцы.

Евгения Соседко, Виктор Щеглов

Читайте также