< >

Поисковики вновь обнаружили останки советских солдат в районе СХИ

Вести Воронеж 1074
Поисковики вновь обнаружили останки советских солдат в районе СХИ

Они натыкаются на пустоту. Именно по провалам ищут героев 40 годов. Находят не только на ощупь, но и по стуку. Здесь даже в мерзлой земле эхо войны слышится особенно явно. Через час раскопок достают каску и штык. Потом останки бойца. Поисковики считают, ему было около 20 лет.

Докопаться до истины им еще предстоит. Среди находок - металлический крюк. Чем-то похожим погибших в бою стаскивали в братские могилы. До середины 50-тых в этом районе было захоронение. Потом памятник - деревянная пирамидка - сгнил, его убрали. Останки павших вроде перенесли в другое место.

Евгений Чулков, командир отряда "Варяг" СОШ ╧52: "На черепе характерные отверстия, похожие на то, что пробиты осколком. Это или снаряд, или граната, потому что отверстие небольшое и имеет форму прямоугольника, в височной области".

Стены помнят события лета 1942 года. В теперь единственном уцелевшем здании тогда находился перевязочный пункт. Немцы рвались на другой берег реки Воронеж. Здесь их сдерживали части 121 стрелковой дивизии.

Александр Курьянов, начальник архивного отдела поискового объединения "Дон": "Обычно после боя, первое место захоронения находится не более чем в 100 метрах от обороны позиции, местные жители, вот тут живущие, рассказывали, что здесь находили они каски и видели останки бойцов. Примерно в этих самых местах. И около 15 человек, по нашим сведениям, где-то должно находится в этом месте".

Каждый раз здесь заводят одну и ту же пластинку. Это собственный музей поисковиков. Сотни экспонатов - наглядные пособия по истории воронежской войны. Один из экспонатов связан с операцией "Малый Сатурн". Груда железа - все, что осталось от одноместного ИЛ-2. Советский самолет сбила пара мессершмитов, пилот погиб в воздухе. Воинские почести ему отдали минувшим летом.

Михаил Сегодин, председатель правления поискового объединения "Дон": "У нас в настоящий момент около 12 мест с техникой. То, что мы могли бы поднять. Вот, сейчас уже. Но мы не можем этого сделать, только потому, что мы не доукомплектованы оборудованием".

Здесь поисковики решились на подкоп. Снос гаражей, говорят, только добавит трудностей. Сюда они вернуться весной, если средства позволят. Для каждой вахты памяти буквально выбивают деньги. Работы предстоят масштабные, а в бюджет раскопок 2008 года это место не заложено.

В 40 годы на линии огня павшие были психологическим оружием. Их убирали с глаз долой, чтобы поддерживать боевой дух солдат.

Спустя 60 лет для черных копателей они стали орудием добычи денег. На официальном уровне ворошить славное прошлое никто не спешит. И именно здесь фраза "никто не забыт, ничто не забыто" звучит особенно кощунственно.

Читайте также