< >

"Территория слова" отмечает свой первый юбилей

Вести Воронеж 1148
"Территория слова" отмечает свой первый юбилей

Это настоящие раритеты безграмотности. Кружку с 13 знаком зодиака - "КозИрогом" и коробку от торта, который называется, видимо, "ПтиЧЕ молоко" хранит "Воронежский грамотей". Это музей службы русского языка. Сама она начиналась с "поллитровки" - правописанием этого слова интересовался житель Бутурлиновки. Теперь тут дошли до "мерчиндайзинга", "ребрендинга" и актуальных "праймериз". Вообще вопросы разные - от школьных до глубоко философских.

Марьяна Розенфельд, консультант "Службы русского языка": "К нам обращаются с просьбой изгнать бесов из русского языка - говорят, допустим, такие примеры, как "бессердечный" - приставка "бес" - бес, имеющий сердце. "Бессмысленный" - "бес", который имеет смысл. И говорят, вы же филологи, дьявол поселился в нашем языке и всех нас измучил, а весь слово это серьезно. Мы с этим не спорим".

Спорщиков тут слышат часто - ударение или пунктуация теперь предмет пари. Но больше великий и могучий интересует пенсионеров, помогающих внукам с уроками, и обитателей офисов.

Вопрос - хит программы "Территория слова" - телефонный. Как говорить: "звОнит или звонИт" филологи объясняли 63 раза. Уверяют, это воронежцы уже выучили, теперь ЗвонЯт по другим "ударным" вопросам. А служба русского языка уже вышла за пределы студии - на улицах, ей есть, что исправить. В этом смысле Левобережье отличилось - тут грамотеев оказалось больше.

Автор этого объявления, что называется, жжет. В небольшом тексте мы насчитали свыше десятка ошибок. Исправлять не нужно - оказалось, реклама не на русском, а на уже популярном "олбанском" языке. Психологи считают, такая показная безграмотность отличный способ привлечь внимание.

Дизайнер не ошибся, от желающих купить "гОраж", отбоя нет. От борцов за чистоту языка - тоже. Владелец устыдился, обещал всё исправить. Невежество тут совсем не двигатель торговли. Получить "цитрусовое наслОждение" в этом салоне, похоже, не спешат. Сюда клиенты идут, не задумываясь - хотя в меню невиданное "рОзливное пиво" - и так минимум в трех кафе. Продавцы голубого топлива вместо ПЛАТЫ требуют ОПЛАТУ за газ - ошибка значительная - многометровый банер у всех на виду. А поклонники Бреговича на концерте сидели в несуществующем "белэтаже".

Лариса Дьякова, ведущая программы "Территория слова": "На улице Димитрова долго-долго стоял киоск "Искусственные цветы" с ошибкой, мне понравилась реакция владельцев этого киоска. Как только мы им сделали замечание, они мгновенно вызвали художников и исправили. И в слове агентство на заставе - не было "Т", теперь появилось - это тоже наша маленькая победа. И замороженные продукты на улице Мира приобрели "О" вместо "А".

"Территорию слова" теперь можно ещё и пощупать - выпуск одноименной книги приурочен к юбилею программы. За десятилетие она появилась в теле- и радио эфире 450 раз. Воронежцам ответили на 10 тысяч вопросов. И тех, кого ведущие узнают по голосам, все больше. За счет постоянных слушателей "Территория слова" стала гораздо шире.

Евгения Соседко, Евгений Шахов

Читайте также