ГТРК Воронеж

ТОП-5 необычных самолётов, которые собирали воронежские авиастроители

24.05.2017

18:00

ТОП-5 необычных самолётов, которые собирали воронежские авиастроители

107 лет назад в России состоялся первый полёт самолёта. В мае 1910 года его совершил инженер Александр Кудашев: на созданном им аэроплане с деревянным каркасом, он пролетел несколько десятков метров. Так началась история покорения неба российскими авиаконструкторами.

Огромное место в ней занимает Воронеж, где с 1932 года открылся авиационный завод. Первые годы работы предприятия пришлись на десятилетие, когда в сфере самолётостроения шли напряжённые поиски новых форм и подходов. «Вести-Воронеж» собрали пять самых необычных самолётов, собранных нашими земляками.

САМ-9 «Стрела»

Конструктор: Александр Москалёв

Первый полёт: 1937 год

В то, что этот самолёт полетит – казалось, не верил никто. Сейчас его называют «предтечей истребителей», даже не смотря на то, что он был оснащён довольно слабым двигателем.

Самолёт САМ-9 «Стрела» стал первым в своём роде – до этого ни один конструктор в мире не додумывался сделать крылья столь маленькими. К сожалению, из-за вышеупомянутого двигателя, самолёт так и не вышел в серийное производство. Но его форма – стала своего рода революционным прорывом в самолётостроении.

САМ-7 «Сигма»

Конструктор: Александр Москалёв

Первый полёт: 1936 год

Этот самолёт – один из первых в мире «бесхвостников» (у таких воздушных кораблей нет киля и стабилизатора). Также от моделей, ставших классикой, его сильно отличает и форма крыльев. Кстати из-за их округлой формы самолёт и оказался весьма сложным в управлении, так что проект не встал «на поток» и был закрыт.

САМ-13

Конструктор: Александр Москалёв

Первый полёт: 1940 год

Так называемый москитный истребитель был создан в рамках конкурса на госзаказ. Правительство СССР в конце 30-х годов начало задумываться об обновлении парка военной техники, нужно было придумать что-то новое и сфере самолётостроения.

Воронежский самолёт получился очень лёгким, также его оснастили его двумя двигателями: один перед кабиной пилота, другой – сзади. Ещё одно «ноу-хау» – необычный хвост с двумя балками. Важно, что именно на этом самолёте впервые установили шасси таким образом, как мы их до сих пор видим на всех воздушных суднах.

Тем не менее, по ряду причин, истребитель оказался невостребованным, и в серийное производство не вышел.

К-21 «Жар-птица»

Конструктор: Константин Калинин

Первый полёт: 1936 год

Ещё один экспериментальный самолёт, который не смог послужить Родине. Создатели возлагали большие надежды на бесхвостный бомбардировщик, однако при испытаниях была выявлена масса недостатков: начиная со скорости, заканчивая плохой технической оснащённостью для стрельбы. Доработать машину так и не удалось – через некоторое время конструктор Александр Калинин погиб.

Единственный экземпляр самолёта, разукрашенный к параду военной техники в Тушино, был разобран и отправлен на склад. В истории от него остались только снимки.

К-7

Конструктор: Константин Калинин

Первый полёт: 1933 год

К-7 или «К-тяжёлый» представлял из себя одно огромное крыло с размахом в 53 метра и площадью 452 квадратных метра. Калинин считал, что следующим прорывом в самолётостроении должен стать принцип «всё в крыле»: экипаж и грузы.

Впервые машину собрали в Харькове. Тяжеловесный самолёт имел много недоработок, а на одном из испытаний вовсе разбился вместе с 15 членами экипажа. Тем не менее, сразу проект не забросили. Константина Калинина отправили на Воронежский завод делать два варианта судна: для военной и гражданской авиации.

Однако до конца их тут так и не доделали – на трудоёмкий проект просто не оставалось времени из-за новых заказов руководства отечественной авиации.


«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram, Twitter.

Картина дня

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК НОВОСТЕЙ

Гость

«Академическая мобильность» – эксперимент под таким рабочим названием Минобрнауки уже в 2018 году планирует запустить в российских вузах. Как уверены инициаторы проекта, это позволит студентам выбирать лучшие программы обучения, и повысит конкуренцию среди образовательных учреждений. Однако нововведение потребует дополнительного финансирования. Все «за» и «против» нового проекта обсудили в программе «Вести-Образование» с проректором по учебной работе Воронежского государственного университета инженерных технологий Павлом Сухановым.

Смотреть передачу

Наверх