< >

У 15 курсантов Борисоглебского летного училища прошли итоговые экзамены

Вести Воронеж 1396
У 15 курсантов Борисоглебского летного училища прошли итоговые экзамены

Наземная репетиция полета в утренних сумерках. Пока инженеры готовят новенькие ЯКи-130, курсанты снова и снова проходят маршрут и выполняют воздушные фигуры. Каждый налетал около двухсот часов, но пилоты все равно волнуются. Собраться помогают наставники.

Александр Грунь, командир Борисоглебской учебной авиационной базы: "На одного, может быть, надо пошуметь или сделать строгое лицо, другого, как говорится, просто назвать по имени".

Пилоты - люди суеверные. Признаются, перед вылетом, обязательно мысленно разговаривают с самолетом. Затем проверка основных систем и команда на взлет.

Экзамен в небе сдают группами по пять человек. У всех одно задание, но разные маршруты. На высоте трех тысяч метров ребята выполняют фигуры сложного пилотажа. Труднее всего, говорят наставники, курсантам даются петли и перевороты. После получасовой практики - разбор полетов.

Виктор Ляхов, председатель комиссии по летной подготовке: "Ну, у нас летчики без отклонений не летают. Почему? Потому что они обыкновенные нормальные люди. Вот, поэтому самое главное, чтобы курсант видел отклонение, замечал, анализировал и грамотно своевременно исправлял".

Двигатели этих самолетов обеспечивают хорошую тягу в любых условиях. А современная электроника помогает курсантам управлять аппаратом, который по своим летным характеристикам приближен к знаменитому МиГ-29. Борисоглебская авиабаза первой в стране получила новые учебно-боевые ЯК-130. Сейчас здесь 25 таких самолетов.

До января 2013 года летному мастерству обучали на таких стареньких L-39 чехословацкого производства. Эксплуатировать их в Борисоглебске начали еще в 80-х. По сравнению с ЯК-130 этот самолет выглядит совсем устаревшим: никаких компьютеров, все приборы стрелочные, один двигатель, к тому же сам борт менее маневренный. Тем не менее, все современные асы обучались именно на таких самолетах. А пока на остальных базах авиапарк не обновился, курсанты летают на старых, но надежных эльках.

Отличных оценок, признаются курсанты, без L-39 добиться было бы сложнее. После машины, в которой буквально все приходилось настраивать вручную, на ЯКе можно успеть еще и полюбоваться видом из окна.

Глеб Воробьев, курсант: "Взлет особенно произвел впечатление. Если "элка" долго-долго разгоняется, там еле-еле носовое колесо катится, а потом взлетает, то на Яке в первый раз вообще не понял. Меня вжало в кресло, и я уже в воздух. Все уже! Где-то там земля, где-то аэродром! Че делать?! Быстрей там убирать шасси!".

Курсанты, которые прошли подготовку на ЯК-130, в дальнейшем смогут управлять истребителями не только четвертого поколения, которые сейчас стоят на вооружении Российской Армии, но и пятого - они сейчас находятся на стадии разработки.

Александр Колесников, курсант: "У каждого летчика есть мечта освоить несколько типов самолетов. Ни два, ни три даже - десятки типов. Самолет, на котором очень хочу полететь, после ЯК-130 - СУ-34".

Первый экзамен на новой технике все курсанты сдали на отлично. А уже в октябре ребята отметят выпускной. После чего целый месяц отпуска, и снова на авиабазу, но только не учиться, а работать.

Илья Савчук и Дмитрий Овчинников

Читайте также