В Воронежской области школы поделили на ведущие и отстающие
Мониторинг школ провел Воронежский институт развития образования.
Школы-лидеры, а их в регионе тринадцать, стали наставниками для отстающих. Их больше – двадцать восемь.
В Хохольском лицее собирают роботов и изучают нанотехнологии. К тому же есть свой стадион для игры в хоккей и футбол. После уроков занятия продолжаются в режиме он-лайн – для школ из других сел.
А эту школу в Костёнках эксперты признали отстающей. Несмотря на то, что в ее копилке – десятки наград и побед учеников в областных и всероссийских конкурсах, а также гранты на покупку робототехники и интерактивных досок. С такой оценкой здесь не согласны.
Любовь Сыркина, директор Костёнской школы:
«Конечно, нам это не понравилось. Однозначно. Хотя нам объясняли, убеждали, что не то что бы у нас что-то не так… Но, всё-таки, есть социальный риск. В чем риски? Малообеспеченные семьи – достаточный процент. Миграционные переселения. Тоже это оказывает влияние».
Эти социальные риски тоже учитывали при оценке школ. Например, число безработных родителей без высшего образования, дефицит учителей и техническую оснащенность. Опирались, конечно, и на чисто учебные успехи – результаты ЕГЭ и процент учеников, которые закончили 11 классов.
Школ, у которых эти показатели были не высоки, набралось 28. У 590 воронежских школ есть хотя бы один из этих критериев. Суть проекта – сильные помогают слабым, делятся ресурсами: и кадровыми, и техническими. Такое сотрудничество – взаимовыгодное, считают руководители школ-лидеров. Чем больше они будут делиться, тем на большую поддержку от государства могут рассчитывать.
Анатолий Дорош, директор Хохольского лицея:
«Мы отрабатываем модель школы-лидера. Модель в том плане, что сетевое взаимодействие. И в тоже время мы получаем ресурсы дополнительно от департамента образования. Дополнительные ресурсы мы используем на укрепление материальной базы и на увеличение заработной платы.
Руководители школ-лидеров получают последние наставления от экспертов. Сейчас они знакомятся со своими коллегами, которые стали их подопечными.
Дальше будут разрабатывать план действий. Для каждой отстающей школы отдельно – исходя из ее ресурсов, традиций и достижений. Этим и отличается проект от его предыдущих аналогов.
Александр Митрофанов, первый проректор Воронежского института развития образования:
«Мы пытаемся сейчас определить те школы, которые сейчас попадут в сферу наших инновационных процессов для того, чтобы попробовать на их примере отмоделировать ситуацию улучшения качества образования. И обеспечения равного доступа качественного образования у детей, находящихся в абсолютно разных местах на территории Воронежской области».
Пока в Воронежской области есть шесть школ, которые признаны лучшими на федеральном уровне. В ТОП-500 России вошли гимназия Басова, гимназия Воронцова, 55 школа, 7 лицей и 9 гимназия. А тем, кто далек от идеала, предстоит еще поработать – как минимум в течение этого года.
Руководители школ начнут с себя – изменив отношение к учителям. Вместо выговоров и чрезмерного контроля – поддержка и похвала. Например, в присутствии родителей.
Надежда Абросимова, Виктор Щеглов и Юрий Вахтин.