< >

​Воронежская мэрия пока не нашла новой гавани для «Меркурия»

Вести Воронеж 6106

Тем, кто ни разу не видел воронежский кораблик «Меркурий», который стоит посреди водохранилища за ВОГРЕССом, советуем поторопиться. Символ могут перенести – один из вариантов – в парк «Алые Паруса». А возможно, его место займёт уже новодел. Сейчас судьбу знака, который, кстати, официальным памятником не признан, решают в мэрии. Всё из-за того, что стальной кораблик аварийный: опора под ним, выполняющая роль постамента, сильно накренилась.

Это сейчас будто остров погибших кораблей. Фрегат то ли выбросило на камни, то ли он, наоборот, теперь сам норовит отправиться в плаванье.

Самый недосягаемый, и от этого, похоже, такой притягательный символ Воронежа. Сейчас добраться сюда можно разве что со спасателями. Кратчайший путь от берега – километр. Его, видимо, не раз прошли некие «Седой» и «Синяк» и отметились на бортах корабля. На мачте и вовсе – «Весёлый Роджер». Пиратским судно сделали современные городские флибустьеры. Но основательно корабль разграбили ещё до них.

Паруса, как ветром сдуло, в конце 80-тых. Ещё с носа корабля пропала латунная голова льва. Её, кстати, отчеканил сам создатель металлического фрегата. Тогда старший инженер стройтреста №2. Организация была генподрячиком Воронежского водохранилища. Кораблик не копия, это модель, сделанная с репродукции фрегата петровских времён «Меркурий». Спущен на воду он, кстати, был именно на реке Воронеж, в Рамони, в 1698 году.

В Рамони свой мини-«Меркурий». Тоже не претендующий на историческую достоверность. Тех же пушек у прототипа аж 26 – по 13 на каждом борту. У модели заметно меньше.

Сам прославляемый баркалон, то есть, парусно-гребное военное судно построили для устрашения. 316 лет назад в числе других отправился к Азову. Петр I так показал туркам мощь российского флота – те сдались. Но во время одного из переходов «Меркурий» сел на мель, получил пробоину и затонул. Его подняли со дна, чтобы остался в истории. Побывал еще в одном походе против турок – Прутском – уже неудачном.

Владимир Елецких, краевед: «Очень много кораблей было уничтожено просто по этому договору, по Прутскому миру. Но наш баркалон уцелел. Хоть он был такой рухлядь уже почти, но, тем не менее, он ходил за солью. Какие-то такие выполнял уже, скажем, коммерческие рейсы. И в конце-концов Петр распорядился поставить два корабля, в том числе, баркалон и ещё один в устье, значит, под Новочеркасском на Дону, чтобы они охраняли от турков, если они пойдут на Дон».

Якорь в Воронежском «море» аналог петровского «Меркурия» бросил 43 года назад. На пустующую опору ЛЭП кораблик поставили к очередному дню строителя. Идею управляющего трестом, кстати, будущего замминистра СССР, воплотил Виктор Неберекутин. Возводил и воронежский цирк, и компрессорную станцию в Калаче. Но, признаётся, не думал, что прославится как кораблестроитель. Теперь одобряет любые меры, лишь бы «Меркурий» сохранить.

Виктор Неберекутин, автор памятного знака: «Покрытие делали такое – морёного дуба там, всё, красили его хорошо, готовили хорошо. Ну, а после того, как поставили, никакого ухода не было. Предлагались разные варианты, чтобы его сохранить. Вынести на берег, лично я прав не имею, таких юридических, но я не возражал бы. Лишь он, конечно, был на высоте на относительно – 3,4,5 метров. Он же стоит над водою, как бы. И чтобы вот это впечатление осталось».

Сюда экскурсии возили – именно таким корабль запомнился в 80-тые. Про него и стихи писали. В летописи региона он остался и на заставке тогда ещё «Воронежских новостей». Медленно, но заметно идти ко дну стал в конце двухтысячных. Этой зимой крен был уже в 47 градусов. В мэрии нашли кораблю новую гавань.

Никита Чеботарев, начальник информационного отдела администрации г. Воронежа: «Рассматриваются варианты его последующего размещения в парке «Алые паруса» после проведения работ по ремонту, либо воссоздания его по чертежам, если ремонт будет не возможен. Администрация города не планировала оплачивать эти работы из бюджета. Пока не удалось изыскать необходимого объёма внебюджетных средств для выполнения всего комплекса мероприятий. Поэтому они были отложены».

Стальной «Меркурий» может повторить судьбу прототипа. Сам баркалон ни в одном серьезном сражении так и не побывал. Военную карьеру закончил мирно – его разобрали. И в тот момент он выглядел примерно также. Самое ценное тогда – паруса – с него успели снять.

Евгения Соседко, Николай Колтаков, Дмитрий Овчинников, Виктор Щеглов

Читайте также