< >

«Его наказать, меня оправдать». Как водители свалили друг на друга вину за смерть 3 воронежцев

За 4,5 года участники аварии только утвердились в мыслях о своей невиновности.

«Его наказать, меня оправдать». Как водители свалили друг на друга вину за смерть 3 воронежцев

В Бутурлиновке подошло к финалу рассмотрение дела о ДТП, в которой погибли три молодых мужчины и серьёзно пострадали две женщины. Аварию надолго запомнили в райцентре. Она случилась в день школьного выпускного, 27 июня 2015 года. Последствия видели десятки людей. Следствию потребовалось 3,5 года, чтобы установить – люди погибли по вине обоих водителей – сына охотинспектора Дмитрия Вторникова и росгвардейца Дмитрия Капустина. 

В суде гособвинитель Андрей Малыгин попросил для автомобилистов по 6 лет колонии-поселения и на 3 года лишить их прав. И один, и второй водитель заявили о невиновности. Каждый из них считает, что именно его нужно оправдать, а второго осудить. В позициях трёх сторон разбирались корреспонденты «Вести Воронеж».

Из жертвы в обвиняемые

После трагедии в 2015 году для бутурлиновцев всё было очевидно. Они рассказывали, что за рулём Mercedes сидел 19-летний Дмитрий Вторников, сын местного госохотинспектора. Люди видели, как весь вечер он гонял на большой скорости, пока не случилась трагедия.

Водитель «двенадцатой», сотрудник полиции, Дмитрий Капустин и его супруга в тот вечер встретились с друзьями – Ириной и Михаилом Храмцовыми. Они гуляли в парке, смотрели на выпускников, общались с друзьями – Андреем Собкало и Дмитрием Ляхненко. Когда заморосил дождь, ребята прыгнули в легковушку. Капустин развернулся от парка на другую сторону – к кафе «Фаворит», выпустил там Собкало и Ляхненко.

У Андрея и Дмитрия не было шансов выжить

 – Андрей и Дима вышли из машины. Я помигал, что выезжаю, стал сдавать задом на свою полосу. Выехал только бампер. Вдруг вижу дальний свет фар и тут же сильный удар. Я потерял сознание, – рассказывал свою версию событий Капустин.

Андрей Собкало, Дмитрий Ляхненко и Михаил Храмцов тут же скончались от ранений. Ирина, Анастасии и Дмитрий Капустин получили тяжёлые травмы, на их лечение и реабилитацию ушло полгода.

Жена Михаила Храмцова лишилась здоровья и потеряла мужа 

Дмитрий Вторников и его семья подверглись общественному осуждению, Дмитрий Капустин вызывал сочувствие у бутурлиновцев. Однако после череды экспертиз и выяснения обстоятельств аварии всё оказалось не так просто, как выглядело на первый взгляд.

– Как было установлено, ДТП случилось в результате столкновения автомобилей Mercedes и «ВАЗ-2112». Водитель каждого из которых нарушил правила дорожного движения, выехав на полосу встречного движения относительно друг друга, – пояснял «Вести Воронеж» Андрей Шевелёв, руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по региону.

Прокурор: «Виноваты оба»

Согласно обвинению, водитель Mercedes значительно превысил скорость и допустил столкновение с «ВАЗ-2112». Водитель «двенадцатой», двигаясь назад, не принял должных мер предосторожности, предусмотренных ПДД, пересёк сплошную линию разграничения разметки и выехал на чужую полосу движения. При объезде препятствия водитель Mercedes вместо того, чтобы съехать на обочину, снизить скорость и тем самым предотвратить аварию, также через двойную сплошную выехал на встречную полосу.

Во время прений прокурор Андрей Малыгин подчеркнул, что оба водителя в момент ДТП заехали на «встречные для себя полосы дорожного движения». Капустин выехал задней частью на полосу, где двигался Вторников. Водитель Mercedes также левой частью своего автомобиля при движении оказался на чужой полосе.   

– Нельзя не отметить факт нарушения Вторниковым скоростного режима. Отсутствие выводов экспертов о точной скорости движения Mercedes, ещё не говорит о том, что он не нарушал ПДД. Свидетели показали, что Вторников до ДТП двигался в обратном направлении, видел знак об ограничении скорости до 20 км/ч, – отметил Малыгин. – Он видел пешеходный переход, видел массовые гуляния в честь выпускного. Всё это было Вторникову достоверно известно. Игнорируя эти обстоятельства, он, со слов очевидцев, проехал на большой скорости в одну сторону. Возвращаясь обратно, Вторников также ехал очень быстро. Не могли те последствия, которые наступили, быть причинены автомобилем, двигавшейся на скорости 60 км/ч.

Обвинитель напомнил суду, что Капустин и Вторников характеризуются положительно. Но они так и не возместили ущерб потерпевшим, даже не предприняли попыток.

– Капустин на момент преступления являлся действующим сотрудником полиции. В силу служебных обязанностей обязан был пресекать правонарушения, а вместо этого сам стал виновником ДТП, нарушив ПДД. Авария повлекла тяжкие последствия. Всё это в совокупности даёт основания полагать, что исправление автомобилистов невозможно без изоляции для общества, – резюмировал Андрей Малыгин, попросив для каждого из подсудимых по 6 лет колонии-поселения.

Росгвардеец из «двенадцатой»: «Не подвергал опасности жизни друзей»

Адвокат Олег Романцов, защищающий Дмитрия Капустина, также подчеркнул: никакой аварии не было бы при соблюдении Вторниковым скоростного режима. Романцов посетовал на неточность и неконкретность обвинения. Адвокат отметил, что версия следствия о том, что Капустин выехал на встречную полосу, опровергли во время суда. 

–  Капустин ехал по своей полосе и никак не мог вынудить Вторникова изменить направление движения или скорость, – отметил Романцов. – Автомобиль «ВАЗ» при наличии освещения видно на расстоянии 150 метров. Вторников же говорит, что не понял, откуда взялся автомобиль. Очевидцы указали, что Mercedes двигался со скоростью примерно 100 км/ч. Значит за 2 секунды проезжал 55,5 м. Вторников имел возможность предотвратить столкновение. Всё этого говорит о невнимательности Вторникова, о его желании уйти от ответственности, возложить её на Капустина.

Адвокат указал на то, что все осколки от машин находились на встречной для Вторникова полосе. Ни одного следа, осколка, оси от автомобилей на полосе Вторникова не обнаружили. Романцов также сослался на показания выживших Анастасии и Ирины, которые сидели в «двенадцатой». Они подтверждают версию защиты Капустина, но следствии и в суде их показания не принимали во внимания.

К слову, родные троих погибших парней в этой истории продолжают поддерживать Андрея Капустина, возлагая вину за случившееся на сына охотинспектора.

–  Если бы он ехал, как говорит 60 км/ч, люди были бы живы, и мы остались здоровы. Получить такие травмы людям и повреждения автомобилю при скорости 60 км/ч нереально, – выступила Анастасия Капустина, бывшая супруга подсудимого и потерпевшая.

Сам Андрей Капустин в последнем слове попросил суд его оправдать и был краток.

– Я не считаю себя виновным. Никому помех я не создавал. Встречную полосу движения не пересекал. Ехал по правилам. Если бы был Mercedes, что я не смог бы его увидеть? Подвергать опасности жизни своих друзей я бы никогда не стал, - пояснил Капустин.

Водитель Mercedes: «Меня показали представителем «золотой молодёжи»»

Адвокаты второго водителя Владимир Гусев и Денис Андреещев раскритиковали версию следствия и назвали её недоказанной.

– Уголовное дело всеми силами надо было затащить в суд, поэтому использовали ложные сведения. Если бы Капустин не перегородил дорогу, Вторников бы спокойно проехал. Никакого бы ДТП не было, – отметил Андреещев. – Даже если допустить, что скорость была высокой, Капустин всё равно преградил дорогу Mercedes. Водитель, который выезжает с обочины и не пропускает движущиеся по главной дороге автомобили, создает опасность. И скорость не имеет значения.  

Как считают адвокаты, Вторников же не создавал опасность для движения Капустина, «который выехал поперёк дороги». Они уверили суд, что никакой технической возможности остановиться у Вторникова не было. И его действия не находятся в причинно-следственной связи со столкновением легковушек.

Владимир Гусев обратил внимание суда на противоречия в показаниях Дмитрия Капустина и «выживших потерпевших». Адвокат отметил, что Анастасия и Ирина почти ничего не помнят и опирались на слова самого Капустина. Второй подсудимый менял показания шесть раз, в последний – объяснил свои уточнения травмой головы.

Гусев, сославшись на медицинские документы, напомнил, что у Капустина были другие повреждения. При этом Вторников говорил в суде то же самое, что и сразу после ДТП 4,5 года назад.

В последнем слове Дмитрий Вторников принёс соболезнования родным погибших

– Я прошу суд понять меня правильно. В ДТП участвовал мой автомобиль. Я с той самой ночи испытывал моральные переживания. Со скорбью отношусь к событиям. Ничто не сравнится с горем людей, потерявших своих близких. Хочу ещё раз попросить прощения у потерпевших, что я хоть и косвенно стал одной из причин их страданий, – обратился Вторников к суду и родным жертв аварии.  

Молодой человек напомнил, что с самого начала против него было общественное мнение, которое сформировали СМИ «не без участия» сотрудников МВД, коллег Капустина.

– Меня показали представителем «золотой молодёжи», который хочет избежать наказания. А кто-то говорил, что пропал регистратор из машины Капустина? Говорили, что в первую очередь на место ДТП приехали сослуживцы Капустина? Была информация о том, что Капустин неадекватно повёл себя не дороге и перегородил мне дорогу? – перечислил Вторников детали, о которых действительно не было ничего известно – В МВД вообще сначала во всём обвинили меня, рассказали, что «двенадцатая» двигалась в попутном направлении. Опровержений этому позже никто не представил.

Вторников считает, что в деле нет доказательств его виновности. В его ситуации мог оказаться любой автомобилист, которому перегородили дорогу другой машиной.

– Я не прошу об оправдании. Я надеюсь на справедливое его рассмотрение. Прошу лишь суд объективно рассмотреть дело, – резюмировал Вторников.

После завершения судебных прений и последних слов фигурантов суд удалился в совещательную комнату для подготовки приговора. Каким он будет для Вторникова и Капустина – предсказать в этой долгой запутанной истории сложно.  Ясно только, что за гибель троих молодых мужчин не должна остаться безнаказанной.

Ещё по теме

Читайте также