«Просто хочет домой». В интернате под Воронежем объяснили публичные разоблачения пациента
Мама Сергея Фатенкова выступает на стороне учреждения, где заботятся о сыне.
В Борском психоневрологическом интернате под Воронежем приняли журналистов. Показать, как дела обстоят на самом деле, решили представители департамента соцзащиты Воронежской области после разоблачений пациента Сергея Фатенкова об ужасных условиях жизни в стенах учреждения. Мужчина рассказал о плохом питании, невозможности отдыхать в течение дня, скученности в палатах, закрытых туалетах, отсутствии зубной пасты и туалетной бумаги. Всю критику в соцсетях Фатенков подкрепил фото, в подлинности которых не было сомнений.
Администрация учреждения и департамент соцзащиты Воронежской области не стали отделываться сухими комментариями. Они пригласили в интернат СМИ увидеть всё своими глазами. Что удалось узнать о жизни в интернате, Сергее Фатенкове и мнении его мамы – в тексте «Вести Воронеж».
Критика и реальность
Пациенты психоневрологического интерната в посёлке Бор Рамонского района живут в трёх корпусах старой постройки. Это бывшие суконные цеха Тулиновых, построены в 18 веке. Учреждение заполнено до отказа – в нём сейчас 230 человек, рассказал директор Станислав Гриднев. В двух зданиях располагаются больные, которые могут себя обслуживать, в третьем – отделение милосердия. Там располагаются лежачие пациенты, которым нужен постоянный медицинский уход.
В интернате здоровых людей нет – сюда попадают мужчины после заключения комиссии с согласия родных или их самих, если больные дееспособны. Чаще всего это происходит, когда пациенты успешно пролечились в больнице и вошли в стадию ремиссии.
В ПНИ живут люди с криминальным прошлым, воспитанники специализированных детдомов и те, за кем в силу обстоятельств не могут ухаживать близкие. Психиатры интерната назначают им поддерживающее лечение, и, если заболевание обостряется, направляют на лечение в больницу, пояснил Станислав Гриднев.
В палатах, как и показывал Фатенков, тесно – кровати стоят близко друг другу, в них спят по 7-10 человек.
Из-за отсутствия личного пространства постоянно возникают конфликты, объяснял Сергей. Он же жаловался, что пациентам не дают отдыхать в комнатах до обеда.
Про скученность в палатах руководство учреждение знает, знают о проблеме в департаменте соцзащиты.
– Мы ежегодно расселяем тот или иной стационар, переводим в лучшие условия. Эту проблему мы знаем, скученность убираем. Мы активно над этим работаем. Воронежская область – единственная во всей России, где построено 7 новых стационаров. Сейчас занимаемся в Россоши, Хохле, Поворино, – пояснила Виктория Воронцова, заместитель руководителя департамента соцзащиты Воронежской области. – Мы входим в пилот по системе долговременного ухода. Недавно приезжали специалисты фонда «Старость в радость», в том числе мониторили ПНИ. Проехали по учреждениям и написали свои рекомендации, в том числе, что касается Борского интерната. Все они будут учтены. На следующий год правительством Воронежской области уже заложены деньги на улучшение условий в Борском ПНИ.
В учреждении уверяют, что после подъёма и завтрака пациентам разрешают сидеть и лежать в комнатах. Правда, не отрицают, что настаивают на прогулках, которые больным необходимы. Люди больные и иногда ложатся на лавочки, землю, медсёстры тогда их поднимают, уверяют в интернате. Состоянием здоровья пациентов также объясняют их тягу к мусорным контейнерам.
Фатенков же настаивает, что быть в палатах разрешают лишь после обеда. Он также жаловался, что в здании туалет часто надолго закрывают, и справлять естественные надобности приходится в уличном туалете, который переполнен. В корпусе, где живёт Фатенков, продемонстрировали открытый туалет.
Станислав Гриднев сообщил, что уличный туалет используется по время прогулок, его чистят по нескольку раз в неделю. Однако из-за большого количества постояльцев заполняется он очень быстро.
Во время визита в интернат журналистов пригласили и в столовую. Там показали, чем кормят больных. На полдник мужчины пили ряженку, если апельсины и овсяные печенья.
Медсестра продемонстрировала зубные щётки и тюбики пасты пациентов, которые им выдают с утра для гигиенических процедур.
Сергей Фатенков сфотографировала своих беззубых товарищей по несчастью и выложил их снимки в сеть.
– Многие больные не имеют навыков ухода за собой. Они не приучены чистить зубы, как бы не настаивал медперсонал – объяснила Виктория Воронцова. – Лечение и протезирование – это всегда дорого. У нас же ещё есть проблема, что не каждый врач согласиться лезть в рот к такому пациенту – может и палец откусить.
Судьба пациента
В интернате Сергей Фатенков уже вживую рассказал журналистам о своих претензиях к «нечеловеческим условиям жизни». Мужчина логично и основательно объяснил, почему плохо в интернате. Фатенков рассказал, что почти не дают мяса – только «одну сосиску в месяц». Говорил, нельзя и шагу ступить без медперсонала – надо звать медсестру, чтобы «свет в комнате включить». Фатенков показал зубную пасту и туалетную бумагу, которые привезла ему мама. На фоне других пациентов Сергей выглядит хорошо. У него целые зубы, осознанный взгляд, грамотная речь.
Сергей Фатенков считает себя полностью здоровым, в соцсетях он просил о независимой психолого-психиатрической судмедэкспертизе. Всё, что он рассказывает, в тех или иных проявлениях соответствует действительности. К примеру, мужчина упомянул, что всё его лечение заключается в том, что делают один укол в месяц. После инъекции он чувствует себе плохо.
В учреждении подтвердили, что на самом деле Фатенков получает один укол пролонгированного действия. Он не даёт ухудшится состоянию мужчины. Поэтому он здраво рассуждает и мыслит.
В больнице Сергей Фатенков оказался после того, как его избили в полиции, что соответствует действительности.
– Меня пытали в полиции, и меня же хотели за это посадить, – объяснил Сергей.
Сергей Фатенков – необычный пациент. Он пять лет отучился в Воронежском военном институте радиоэлектроники. Но потом провалился на госэкзамене, на этом фоне появились первые проблемы со здоровьем. Позже их усугубило сотрясение мозга. В Борский ПНИ Сергея перевели в декабре 2018 года из психиатрической больницы в Тенистом.
– Сергей просто очень хочет домой. Примерно месяц назад он попросил о выписке. По просьбе мужчины эксперты психоневрологического диспансера провели ему исследование и, к сожалению, подтвердили тяжёлый диагноз. При этом он не лишён дееспособности, но уехать домой сможет, если родные возьмут за него ответственность, – объяснила Виктория Воронцова.
Сам Сергей Фатенков признался, что не уверен, готова ли мама принять его дома. После скандала она предварительно дала согласие забрать его домой, но пока неизвестно, заберёт ли.
В беседе с корреспондентом «Вести Воронеж» мама Сергея объяснила, что вся эта ситуация с оглаской и критикой ей неприятна. Сын на самом деле болен, интернатом она очень довольна.
– Я навещаю сына раз в две недели. Его состояние намного лучше, чем в больнице. Врач грамотно лечит, не обкалывает препаратами. За сыном хороший присмотр, он чистый, сытый. Когда приезжаю навестить, на еду не набрасывается, – рассказала женщина. – Конечно, он как любой человек хочет домой. Но я вынуждена работать на пенсии. Если возьму его, то работать не смогу – нужен будет постоянный присмотр.