Через леса и болота. Как воронежские волонтёры ищут пропавших без вести
Поисковики признаются, что эта работа – не для слабых духом.
В Воронежской области прошли учения поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». К открытию «лесного сезона» готовились волонтёры из 9 регионов ЦФО. В течение двух дней поисковики моделировали реальные ситуации и отрабатывали действия при поисках людей. В минувшем году волонтерам поступило более 13 тыс. заявок по всей России.
Штаб добровольцев расположился прямо у леса. Здесь «лисы» – так называют группы поисковиков – получают задания. Им вручают ориентировки на пропавшего человека и выдают оборудование. С собой они берут компас, навигатор и рации. Другие волонтёры параллельно ведут, так называемый, инфо-поиск – обзванивают родственников и друзей пропавшего, опрашивают жителей ближайших населённых пунктов.
Когда волонтёры вступают в отряд, у них нет специальных навыков, всему их обучают уже там. Главное, говорят, это желание помочь. Студентка медуниверситета Алиса Пронина рассказывает, именно это и привело её в поисковики. В отряде девушка всего год, о своём первом опыте реального поиска до сих пор ей страшно вспоминать.
Работа в лесу, особенно ночью, действительно, не для слабых духом. Осложняет поиски то, что потерявшийся человек обычно постоянно перемещается. А если к тому же есть информация, что он болен, и ему через какое-то время потребуются лекарства, то поисковикам приходится работать ещё более оперативно. На учениях как раз отрабатывают методики поиска.
При поисках в лесу «лисы» работают «на отклик», то есть, кричат имя человека, и «на прочес» – это кода люди становятся в одну цепь и исследуют буквально квадрат за квадратом. При этом, им нельзя разъединятся, и даже препятствия они проходят единой линией.
При больших площадях поиска, говорят волонтёры, ничто так не помогает, как поддержка с воздуха. Подходят для этого и вертолёт, и самолёт, и более доступный летательный аппарат – квадрокоптер.
Волонтёры говорят – их сила в многочисленности. А если речь идёт о поисках, например, в лесу, то прочёсывать его можно только большой группой людей.
– У нас как-то не было принято искать людей в лесах. Понятно, что в городских условиях поиски проводились. В основном этим занималась, конечно, полиция. Но мы хороши для них тем, что нас много, мы очень быстро можем мобилизоваться, собрать очень большие силы и покрыть большие расстояния, – пояснил координатор поисково-спасательного отряда Виктор Дулин.
Но главное, уверяют – это своевременность сообщения. Поисковики реагируют уже в первые сутки, и говорят, в таких случаях – это на 80% залог того, что человека найдут. Однако бывают случаи, когда и многочисленные отряды бессильны.
Летом 2017 года волонтёры помогали искать трёхлетнего Артёма Кузнецова. Мальчик потерялся на границе Липецкой и Воронежской областей. Отец ребёнка потерял много времени, пытаясь найти его сам. К тому же, коллеги из соседнего региона не сразу обратились за помощью, в итоге мальчика обнаружили через шесть дней, он погиб.
Для того, чтобы помогать искать, не обязательно быть в рядах отряда. Узнать о том, в каких операциях нужна помощь, можно на сайте организации. Весной и осенью им особенно нужны добровольцы.