Спасти санкционку. Воронежские санврачи готовы проверить конфискованные продукты на безопасность
Идея отказаться от уничтожения еды пока не стала законодательной инициативой.
Не уничтожать, а отправлять в социальные учреждения или использовать в качестве источников биоэнергетики – в правительстве страны, похоже, задумались об отмене бульдозерной войны с санкционными продуктами. Высказал идею первый заместитель председателя правительства, бывший воронежский губернатор Алексей Гордеев. Мы выяснили, как обстоят дела с уничтожением санкционки в Воронеже, и готовы ли наши контролирующие органы, теоретически, к тому, чтобы изъятое проверять на безопасность.
Почти три тысячи тонн продуктов по всей России за последние пять лет были закатаны бульдозерами на полигонах ТБО. В этом году в Воронежской области под ковш уже пошло чуть более двух тонн сыра и фруктов из Европы. Это в разы меньше, чем в предыдущие годы, рассказали в Россельхознадзоре – в 2018 санкционной продукции на воронежских рынках нашли более 20 тонн.
Впрочем, у нас её вообще выявляют гораздо меньше – воронежские таможенники борются с незаконным ввозом продуктов из Европы, в основном, в приграничных Смоленской и Брянской областях – регулярно ездят туда в командировки. Иногда груз контрабандисты стараются отбить – были случаи, когда в воронежских таможенников даже стреляли. Чудом уцелела, например, группа специалистов, обнаружившая санкционку в фуре с мукой.
– В результате там оказалась небольшая прослойка между крышей рефрижератора и незаконным товаром. Я пролез в эту прослойку, посветил фонариком, и за мукой оказался санкционный шпик. Впоследствии, после лабораторных анализов, установили, что шпик высочайшего качества. Единственное, не определили – из Польши это или из Германии. Соответственно, этот товар был задержан, – рассказывал ранее в беседе с «Вести Воронеж» главный государственный таможенный инспектор Левобережного поста Воронежской таможни Игорь Марченко.
После задержания шпик, как всё, что обнаруживают в таких случаях, приговорили к утилизации – санкционку на безопасность не исследуют – сразу на свалку. Изменить порядок предложил федеральный Роспотребнадзор.
– В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления считаем целесообразным обеспечить разработку нормативно-правовых актов о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу, – указано в перечне предложений Роспотребнадзора.
С такой инициативой ведомство выступило ещё в июне, и, похоже, что Алексей Гордеев озвучил, что к нему склоняются и в правительстве страны.
– Мне кажется, продукты питания уничтожать – это в принципе неправильно. Другое дело – их изымать и дальше думать, как использовать по назначению как продукты питания, сделав соответствующие анализы по качеству. Какие решения будут приняты на будущее – это ещё требует обсуждения, – заявил первый заместитель председателя правительства России Алексей Гордеев.
Инициативу тут же поддержали в Госдуме.
– Конечно, нельзя допускать в свободную продажу эти продукты. Но почему нужно их бульдозерами давить, почему бы не направить в социальные государственные учреждения,либо просто раздавать нуждающимся. Люди-то смотрят эти жуткие картины, как головки сыра, абсолютно хорошего, давятся бульдозерами, а ведь они этот сыр даже купить себе не могут. Потому что у них нет таких денег. Конечно, это полное безобразие, – прокомментировал депутат Государственной Думы Сергей Миронов.
Если идея всё же станет законодательной инициативой, и её поддержит правительство, делать соответствующие анализы предстоит в воронежской лаборатории. Воронежский центр гигиены и эпидемиологии ежегодно проводит 30 тыс. видов исследований пищевых продуктов. В овощах ищут пестициды и нитраты, в промышленных продуктах – токсичные элементы, например, тяжелые металлы. Оборудование, рассказывают, загружено на 100%. На безопасность проверяют всё, что взяли на пробку в ходе проверок.
– Проверяем предприятия по производству пищевых продуктов, например, молочные заводы, хлебозаводы и так далее. Дальше – это предприятия общественного питания и, непосредственно, торговые сети, – отметил начальник отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Воронежской области Александр Шукелайть.
Если прикажут проверять на безопасность ещё и изъятую санкционку, говорят, тоже справятся, учитывая, что такой продукции находят с каждым годом всё меньше. Контрабандисты стали хитрее – ввозя в Россию, например, попадающие под эмбарго фрукты, почти всегда их переупаковывают и не оставляют следов.