«Поступиться свободой». Воронежские эксперты рассказали, как женщине защититься от сталкера

Историй преследования становится всё больше.

Следственный комитет проводит проверку действий – а точнее, бездействий – сотрудников воронежской полиции, которые отказались разбираться в обстоятельствах преследования и похищения молодой женщины. Соответствующее сообщение появилось на сайте ведомства. Наталья Мамлина последние два года живет как в шпионском сериале: меняет конспиративные квартиры, ходит только с охраной и постоянно боится за свою жизнь – из-за мужчины, который преследует ее, периодически нападает, портит имущество и наносит побои. Думаете, это выдуманная детективная история? Увы, нет.

Сталкинг – то есть, преследование жертвы, явление довольно массовое, но российский уголовный кодекс его не признает. Пока. Как сейчас защищают себя люди, столкнувшиеся с преследованием – в нашем материале.

Наталья Мамлина снимает уже третий офис за последние два года, в первых двух преследователь устроил погром. На этих кадрах один из эпизодов – мужчина вломился в помещение и принялся крушить оборудование, ущерб девушка оценивает в сотни тысяч рублей.

А вот почему Наталье часто приходится менять место жительства – преследователь каждый раз каким-то образом выясняет, где она поселилась и пытается попасть ещё и к ней домой.

А теперь самое интересное - преследователь несколько раз фактически лишал девушку свободы. Первый раз это произошло два года назад. Тогда еще водитель отца Натальи привез к ней в квартиру покупки, помог поднять их, а затем запер дверь изнутри и принялся крушить все вокруг, выпивать и оскорблять хозяйку.

– Если я брала телефон, он сразу заламывал мне руку и отшвыривал в сторону. А дальше – чем больше алкоголя, тем больше погром. С 21:00 где-то в 9:10 полиция появилась, вывела его. Мы написали заявление, но нарисовались родственники с просьбой и мольбами о том, чтобы мы забрали заявление. Это было единственное заявление, которое я забирала, – рассказывает Наталья Мамлина.

То, что пойти на мировую было ошибкой, Наталья Мамлина поняла довольно быстро, после этого эпизода началось преследование. Водитель, которого к тому времени уволили, начал подстерегать девушку, красть ее вещи, ломать машину, вымогать деньги на выпивку, но главное похищать её саму, так было несколько десятков раз. Однажды – затолкал Наталью в её же автомобиль, продержал там восемь часов, и полицейские отказались прийти на помощь.

– Когда нас тормозили сотрудники ДПС, и я просила помощи, люди посмеялись, а я за это получила. Он сказал: «А. Моя жена, у неё настроения нет». Я физически слабее. Психопаты, они боятся силы, а когда жертва физически слабее, они чувствуют свою власть, – рассказывает девушка.

В полиции заявления о похищении не приняли. Единственное, за что преследователь был наказан по закону – был приговорён к обязательным работам за порчу автомобиля Натальи. Из 30 часов отработал четыре, ущерб так и не возместил.

– Ему заменили обязательные работы на лишение свободы. И он тоже уклоняется от исполнения, с лета до настоящего времени. По последней информации, он так и не отбывает лишение свободы, – отмечает адвокат Натальи Роман Салоутин.

Адвокат Натальи пытается обжаловать отказы в возбуждении уголовных дел по грабежам, незаконному проникновению в помещение и многим другим эпизодам. Как сообщили нам в полиции, по поводу бездействия сотрудников проводится проверка.

Никак не реагировали полицейские Бутурлиновки на заявления местной жительницы Анны Ткачёвой, её преследовал бывший сожитель. Подстерегал, слал угрожающие смс и даже бросал петарды в стену дома. Всего в полицию поступило шесть заявлений от жертвы преследования. Родители рассказывают – бутурлиновские стражи порядка просто смеялись в ответ. У Анны Ткачёвой денег на телохранителей не было. Однажды, вернувшись с работы, мать нашла дочь убитой.

– Долго стучала, звонила ей, писала SMS. Зашла через заднюю дверь с внучкой, дом был закрытый, дочери там не было. В сарае, в саду – везде поискала. Потом зашла в баню. Там она в уголочке сидела с шарфом на шее, – вспоминает мать убитой Елена Ткачёва.

В отношении полицейских, не принимавших заявления Анны Ткачевой, после огласки в СМИ возбудили уголовное дело, но позже оно было прекращено. Не получил наказания по закону и убийца женщины – его нашли повешенным спустя несколько дней после обнаружения тела Анны.

Термина «преследование» в российском уголовном кодексе не существует. Поэтому жертвам сталкинга приходится защищать себя самостоятельно. Если в вашей жизни появился вот такой нежелательный персонаж, говорят психиатры, придется немного поступиться свободой: не помешает закрыть профили в социальных сетях, отключить геолокацию, убрать номер своего телефона из общего доступа.

–  Нужно следить, чтобы все доказательства были собраны: все скрины сообщений, видеозаписи, любые сообщения, поступающие от преследователя. Вы должны тщательно выбирать, хранить эти данные, именно это будет являться доказательством в суде. Те люди, которые имеют к этому отношение, будут знать, что происходит, они будут являться свидетелями. И это всё составит базу для того, чтобы правоохранительные органы и судебная власть помогли вам в этом. Если мы говорим про судебную поддержку – это компенсация морального вреда, – говорит адвокат Елена Овчинникова.

Вызывать полицию в случае каких-либо агрессивных проявлений со стороны сталкера, рассказывают адвокаты, нужно обязательно. А психиатры добавляют, в некоторых случаях, например, если он пытается вынести вам дверь, позвонить ещё и в неотложку. Врач может зафиксировать невменяемое поведение преследователя. Если в вашей жизни появился такой нежелательный персонаж, говорят психиатры, придётся немного поступиться свободой – не помешает закрыть профили в социальных сетях, отключить геолокацию, убрать номер своего телефона из общего доступа.

– Не вступайте с ним, пожалуйста, в диалог, потому что вы спровоцируете его на дальнейшие противоправные действия. Чем вы покажете свою большую вовлеченность, тем он поймет для себя «Ага, значит, я могу преследовать эту жертву дальше», и он увидит тем более страх в ваших глазах, – предупреждает Виктория Скребцова, судебный психиатр.

Пока что единственная защита, на которую могут рассчитывать жертвы сталкинга – наёмная охрана. К сотрудникам ЧОПов, рассказывают, регулярно обращаются жертвы преследования, которые боятся за свою жизнь. Чаще – знаменитости, но и обычные воронежцы тоже. Как правило, рассказывают телохранители, одного присутствия охраны бывает достаточно. В ряде случаев закон позволяет им применить силу и даже огнестрельное оружие, если угроза жизни клиента очевидна.

– Это не угроза применения на большой дистанции колюще-режущего оружия или каких-то дубинок, а это уже произведены выстрелы. Тогда, конечно, охранник имеет право защищаться и защищать клиента. Задача телохранителя не вступать в конфликт, охранник – это не человек, который воюет, а наоборот человек, который избегает конфликта. До тех пор, пока человек не совершает никакого нападения, конечно, охранники не вправе его ни бить, ни скручивать, ни задерживать, задача охранников – девушку увести, – рассказывает руководитель частного охранного предприятия Михаил Гамбург.

Защитить жертв от сталкеров в будущем может закон о домашнем насилии, который сейчас рассматривает Госдума, там впервые в истории российского законодательства термин «преследование» появится. И за него, если закон будет принят, предусмотрена административная и уголовная ответственность.