«Отсижу за жену, а её – к детям». В Воронеже ужесточили сроки державшей сына на цепи паре

Отчим взял вину на себя и настаивал, что жестокость в воспитании – только его инициатива.

Воронежский облсуд в среду, 19 февраля, поставил точку в громком деле об истязании 7-летнего мальчика из Лисок. Его мать и отчима Ирину и Александра Ляпиных ранее осудили за то, что держали ребёнка на цепи, били, пытали кипятком и зажигалкой. Об истории, которая шокировала всех жителей региона, стало известно после того, как ребёнок сбежал с привязи и попросил помощи у едва знакомой женщины.

Но в районном суде Ляпины получили самые мягкие сроки из возможных. Ирину отправили в колонию общего режима на 1,5 года, её супруга Александра – на 2,5 года. Этот приговор обжаловали и адвокаты, и прокуратура. В итоге областной суд ужесточил наказание – до 3,5 колонии общего режима каждому.

За драматичным судебным процессом, на котором мать ребёнка рыдала, а отчим просил переложить всю вину с супруги на себя, наблюдала корреспондент «Вести Воронеж».

На чём настаивало обвинение

Прокурор назвал приговор очень мягким и просил об ужесточении наказания – до 4 лет колонии общего режима Ирине и до 4,5 – Александру.  Ляпины участвовали в апелляции из СИЗО в Сызрани через видеоконференцсвязь.

– Мать должна быть самым близким человеком ребёнку, заботиться и защищать. В данном случае Ляпина не только позволяла своему мужу бить и издеваться над сыном, но и сама активно участвовала в этом. Ребёнку нанесена неизгладимая психологическая травма. А обращение к психологу – попытка смягчить наказание, – заявила гособвинитель Ольга Бредихина.

Она добавила, что ребёнок жил в страхе два года – с июня 2017-го. И если боязни наказания не будет у других жестоких родителей, то и они будут совершать аналогичные преступления.

Что говорили адвокаты

Адвокаты просили изменить наказание на условное, отметив, что супруги активно помогали расследованию и исправились. Более того, защита не понимает, зачем увеличивать сроки – это вряд ли повлияет на исправление. Тем более, Ляпины не опасны.

– Они скорректировали поведение, готовы в нормальном русле воспитывать ребёнка и не совершать те действия, которые ранее совершали, – сказал адвокат Ирины Ляпиной Борис Тихонов.

Адвокат мужчины Дмитрий Кудаев рассказал, что исправляется ситуация и у мальчика, к нему мать уже ездила. И ребёнок не только на неё не зол, но и хочет к ней вернуться.

О чём просили родители

Ирина Ляпина отметила, что скучает по обоим детям, ей «плохо, тяжело и стыдно перед ними» – за то, что у них «такая мама».

– Я раскаиваюсь в своём поведении. Надеюсь, что суд даст мне возможность искупить вину перед ребёнком и воспитывать дочь, – сказала Ирина Ляпина. Женщина плакала весь судебный процесс.

Но изо всех сил за жену боролся её супруг. Александр рассказывал, что у Ирины очень тяжёлая жизнь, неблагополучная семья. И первый муж «гонял её топором», а он увёз женщину от этого всего, «но сделал только хуже».

– Она пыталась меня остановить, но я её не слушал, считая правильными только такие методы воспитания. Я причинил ребёнку мучения и страдания. Отдайте мне её полтора года, – просил Александр.

Мужчина добавил, что с маленькой дочкой сейчас бабушка, и ей тяжело.

– Жена будет лучше справляться, и всем будет лучше, если она вернётся воспитывать ребёнка. Основные деяния я совершал. И отвечать должен я, а не она, – заявил Александр Ляпин.

Но в итоге суд встал на сторону обвинения.

С чего всё начиналось

С виду Ирина и Александр вели себя как благополучная семья с маленькой дочкой. О существовании мальчика соседи, врачи и чиновники не знали. Его видели лишь люди, у которых Ирина подрабатывала после переезда. В суд пара предоставила безупречные характеристики – и от коллег, и от соседей.

Но 3 июля 2019 года 7-летний сбежал из дома  попросил помощи у едва знакомой женщины. 

– На нём живого места не было. Лысый, худой, страшный, истерзанный, весь в синяках. Порезы на внутренней части бёдер, следы верёвок на руках, кровоподтёки, – описывала спасительница мальчика то, как он выглядел.

Внешний вид и состояние мальчика шокировали и сотрудников полиции, куда женщина привезла малыша. Мальчика поместили в больницу, чтобы обследовать и подлечить. Когда ребёнок там лежал, сотрудники СКР привезли туда его мать для проведения следственных действий. Увидев её, малыш сильно испугался, рассказали очевидцы, и попросил «не отдавать его маме».

По версии следствия, родители били мальчика ремнём и проволокой, хлестали проводом по ногам. Его связывали верёвкой, скотчем и даже сажали на цепь. Ребёнку прижигали кожу, у него на руках нашли ожоги от зажигалки. Мальчика также пытали горячей водой.

Небольшое наказание пара получила благодаря раскаянию. Их дело рассматривали без исследования доказательств и допроса свидетелей. В районном суде речь шла о том, что у обоих Ляпиных было трудное детство, их тоже воспитывали побоями и ремнём. В последнем слове мать истерзанного ребёнка покаялась в том, что не дала сыну любви и заботы, в которой он нуждался. Подчеркнула, что испытывает чувство вины по отношению к ребёнку и просила дать шанс на исправление.