Занятия на улице и онлайн-экзамены. Как в воронежских школах и вузах завершают учебный год

Как пандемия коронавируса повлияла на обучение.

25986
Вести Воронеж Юлия Амелина

Учебный год воронежские школьники завершат, так и не вернувшись за парты. Из-за пандемии коронавируса ученики уже месяц грызут гранит науки дистанционно. К такому повороту событий воронежские школы в большинстве своём оказались не готовы. Впрочем, как и родители, и сами ученики. Почему онлайн-режим выбил из колеи образовательную систему региона. и как теперь выпускники будут сдавать госэкзамены — об этом в новом выпуске программы «Факты».

Почти 800 школ области открыли для себя процесс обучения вне стен учебного заведения, и многие из них — впервые. Для этого педагоги и ученики используют 12 образовательных интернет-платформ, в зависимости от возраста — и программы. Более 270 тыс. школьников пытаются разобраться в онлайн-уроках, при этом у семи тысяч доступа в Интернет вообще нет.

— Такой формат требует определённых навыков и компетенции у педагога. Новых для него. И, конечно, нужна огромная самоорганизация от ребёнка и его семьи, потому что при таком формате обучения очень сложно контролировать учителю, выполняет ли задание каждый из учеников. Безусловно, есть педагоги, которые нечасто пользовались в принципе такими ресурсами как Skype или осторожно относились к образовательным платформам, — говорит руководитель управления образования и молодёжной политики Воронежа Любовь Кулакова.

Результат спешной подготовки к новому формату не заставил себя ждать — в первый же день дистанционного обучения главный образовательный ресурс — «Дневник.ру» — просто рухнул от переизбытка информации и запросов. И не только он. Втягиваться в новый процесс было непросто всем его участникам.

Действительно, к Skype многие учителя подключились впервые, и не только в сельских школах. И чтобы подготовить урок в таком формате, педагогу нужно в два раза больше времени. Тут ещё и техники на всех не хватает до сих пор. Какие-то школы справились своими силами, кого-то гаджетами частично снабдили школьные фонды и депутаты. Так, учителям досталось полторы тысячи единиц техники, 800 раздали ученикам. Ещё нескольких сотен обеспечили недорогим интернетом. И, конечно, же сами преподаватели прошли специальное обучение — и в очном, и заочном формате.

— Каждый образовательный портал — он особенный, в этих особенностях не сразу можно разобраться. Когда мы начали подготовку, наши IT-службы отработали плюсы и минусы каждого портала, изложили их в презентации и направили в образовательные организации, чтобы педагог мог быстро ориентироваться и понимать, — рассказывает Любовь Кулакова.

Но в целом уровень обеспеченности всем необходимым для нового формата обучения до сих пор далёк от 100%. Например, в одной из деревень Аннинского района школьники вообще занимаются на улице — там, где Интернет хоть изредка появляется. Есть общественный wi-fi, но роутер почему-то не работает. Да, для таких случаев вроде бы нашли другое решение – телефонные консультации. Только вот без наглядного материла, привычной доски и указки усвоить новую тему гораздо сложнее.

— У нас более 20% населённых пунктов либо не имеют Интернета, либо он у них плохого качества. Здесь мы работаем со всеми операторами сотовых сетей. И мы планируем уже к сентябрю этого года иметь полную карту того, как мы сможем обеспечивать Интернетом каждого ребёнка или, по крайней мере, понимать, где это технически возможно, — говорит руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Кроме технических проблем, есть ещё санпины, которые учителя обязаны соблюдать. По правилам ученикам запрещено несколько часов подряд работать за компьютером. Поэтому и уроки сократили с 45 минут до 30. Конечно, можно было бы попытаться впихнуть в эти полчаса современные многочасовые предметные программы, но и число самих онлайн-уроков сейчас в несколько раз меньше необходимого. А изучение таких предметов, как обществознание, музыка, физкультура, технология и ОБЖ, и вовсе закончат досрочно – уже 15 мая.

— Ведутся все учебные занятия в онлайн-режиме. Но не каждый день. Естественно, что приоритет отдаётся профильным предметам, если мы говорим об 11, 9 и 4 классах. Где-то приблизительно один к трём пропорция — онлайн уроков к оффлайну, — говорит директор гимназии им. Басова Марина Бочарова.

Тут, казалось бы, никто не виноват, пандемия коронавируса для всех стала неожиданностью. Тем не менее учебные планы никто не отменял, и учиться как-то надо. Кстати, некоторые школы видят и плюсы в таком формате обучения — например, в том, что многие родители наконец-то обратили внимание на образовательный процесс своих чад, которым зачастую занимались исключительно педагоги. Сами же родители, по крайней мере, подавляющее большинство, происходящему однозначно не рады.

По крайней мере, на «горячую линию» и в аккаунты социальных сетей департамента образования за три недели поступило более 2,5 тыс. обращений от родителей. Телефоны, кстати, работают до сих пор. Только список вопросов изменился — если в начале интересовались техническими нюансами, то теперь, наконец-то, расспрашивают про содержание темы по тем или иным предметам.

— У нас негласно введён мораторий на неудовлетворительные оценки. И если кто-то и выставляет какие-то «неуды», то это чтобы показать ребёнку, родителям в электронном дневнике, что работа сдана не вовремя, — отмечает Марина Бочарова.

Кстати, буквально на днях в России для выпускников запустили бесплатный мультимедийный проект «Моя школа в online». Уроки по основным предметам будут транслировать на телеканале ОТР с 9:00, потом их будут дублировать на сайте «Российская электронная школа». Там же ученики найдут все параграфы из учебников, и задания по ним, а также тесты, чтобы проверить, насколько хорошо усвоен материал.

Что же касается остальных классов — знания по предметам четвёртой онлайн-четверти дублировать не будут, несмотря на то, что, очевидно, для многих школьников они пройдут бесследно. Однако в будущем учебном году, который, как надеются в департаменте образования, начнётся в обычном режиме — преподаватели постараются хотя бы выяснить, насколько большие пробелы в образовании оставил формат дистанционного обучения.

— Будет инструмент мониторинга, который позволит понять, что происходит с уровнем знаний. Это Всероссийские проверочные работы, проведение которых как раз перенесено на начало следующего учебного года. Это не для того, чтобы получить ту или иную отметку, а чтобы просто сделать срез. Когда мы будем понимать, какие есть проблемы — каждому учителю-предметнику предстоит работать в этом направлении с каждый конкретным ребёнком, — говорит Олег Мосолов.

При этом сдавать единый и основной государственные экзамены выпускники будут в обычном формате — то есть сидя в аудиториях под камерами наблюдения. Единственное отличие — все участники аттестации будут в масках. И для 9, и для 11 классов экзамены начнутся в первых числах июня, и продлятся приблизительно месяц. Причём первым повезло — они будут сдавать только два обязательных русский и математику, тогда как 11-классники — все пять предметов.

С поступлением в вузы, обещают — проблем не будет. Результаты ЕГЭ будущие абитуриенты подадут в виде электронных сертификатов, и по итоговой сумме баллов, как обычно, определят, поступил выпускник или нет. Единственное — в зависимости от эпидситуации, сроки поступления могут сдвинуть на июль, но пока это маловероятно.

А вот у студентов формат дистанционного обучения больших сложностей не вызвал. Даже госэкзамены в этом году впервые пройдут в режиме видеоконференцсвязи. Такое решение приняли уже как минимум в пяти воронежских вузах. Чтобы защитить диплом онлайн, понадобиться система прокторинга – то есть удалённого подтверждения личности. Которая, кстати, вузу влетит в копеечку. При этом студентам, очевидно, повезло — как признаёт, например, руководство ВГУ, возможностей списать или прочитать подсказки за веб-камерой в таком формате гораздо больше. Но, разумеется, комиссия будет учитывать весь период обучения и предыдущую активность учащихся.

Объединяет и школьников, и студентов одно — с большой долей вероятности, торжественного вручения дипломов ни у тех, ни у других не будет. И награду за всё это дистанционное мучение — долгожданный выпускной — в традиционном формате тоже, скорее всего, отменят. Так что учебный 2020 год и педагоги, и ученики, и родители запомнят надолго.