«Судьба человека» и «Золотой эшелон». Какие фильмы снимали в советском Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Шолохова. Автор знаменитых произведений часть своей жизни прожил и в Воронежской области – в Богучаре, где учился в гимназии. Описания Воронежа уже после вошли и в его тексты.

А, например, фильм по повести «Судьба человека» частично снимали тоже в нашем регионе. Наш город вообще вошёл в историю отечественного киноискусства.

Первый игровой фильм ещё в 1912 году снял знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров. Мы решили вспомнить, о том, в каких крупных отечественных картинах также можно увидеть Воронеж. Подробнее об этом в материале спецпроекта «Вести Воронеж».  

Там, где сейчас одни многоэтажки, тогда было лишь одно двухэтажное здание в чистом поле. Таким был Воронежский аэродром на Хользунова. Именно здесь, говорят, снимали первый полнометражный фильм «Лётчики» – он вышел в 1935 году. Одну из ролей в картине Юлия Райзмана сыграл Борис Щукин – его имя носит один из лучших театральных вузов страны. Долгое время о том, что именно здесь проходили основные съёмки никто и не знал. Место тщательно скрывали.

Небольшие склоны и маленькие дома на кадрах «Судьбы человека» – тоже Воронежская область. В фильме – родина главного героя Андрея Соколова. Его роль в фильме исполнил сам режиссёр – Сергей Бондарчук. В 1958 году именно здесь снимали жизнь Андрея Соколова до и после войны. Так, на кадрах встреча с любимой и их семейная жизнь.

А уже после – возвращение в родные края вместе с Ванюшкой. Легендарную сцену, где переживший войну и смерть родных Соколов встречает мальчика-сироту, также снимали здесь.

В фильме «Судьба человека» можно увидеть и Свято-Богоявленский Храм в селе Терновое Семилукского района. На кадрах он ещё полуразрушенный – от построенного в первой половине 18 века святилища тогда остались лишь стены. Именно здесь, по сценарию фильма, фашисты разместили военнопленных. А после часть из них расстреляли.

Краевед Владимир Размустов нашёл упоминание о Воронеже и в другом советском военном фильме. В одной из сцен картины «На пути в Берлин» два солдата в минуты затишья спорят об универмаге «Утюжок» и количестве его этажей – пять их или шесть. Оба, кстати, оказываются правы.

Воронеж стал площадкой и для кино о гражданской войне. Правда, в фильме «Золотой эшелон» наш город предстал Омском. Заснеженный, он всё же не до конца подходил на роль сибирского – метель порой приходилось создавать искусственно – с помощью ветродуя и рабочих с лопатами. На кадрах и запоминающиеся места города. В частности, педагогический университет в роли Центрального банка.

А вот мимо Казанского храма на лошадиной упряжке проехали актёры Елена Добронравова и Михаил Козаков. А уже после исполнитель главной роли Василий Шукшин поджидал её рядом с Покровским храмом.

В 1980 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Особо важное задание». Картина рассказывает реальную историю эвакуации Воронежского авиазавода в Куйбышев в 1941 году и развернувшего там серийный выпуск штурмовиков Ил-2. Неудивительно, что немало сцен сняли как раз на ВАСО – одном из самых закрытых предприятий. Например, огромные ангары. Снималась в фильме и легендарная Людмила Гурченко. В одной из сцен она вместе с Евгением Матвеевым идут по мосту. А на фоне – парящий ВОГРЕС.

А село Борщёво Хохольского района попало в объектив операторов «Певучей России». Фильм о собирателе русских народных песен Митрофане Пятницком снял режиссёр Василий Панин. В архиве нашей телекомпании сохранились кадры того, как проходили съёмки – например, как собирали декорации для сцены на ярмарке. Деревянные кружки, карусель, самовары и, кажется, километры тканей. Всё это должно было воссоздать атмосферу ещё дореволюционной России.

Между тем, по словам организатора воронежского киноклуба Владимира Паршикова, назвать наш город кинематографичным довольно сложно. Всё потому, что потоковое кинопроизводство здесь так и не наладилось. Ближайший регион, который ещё с Советского времени получил свою киностудию, это Крым. Именно там чаще создавали столичные картины.

– Там, конечно, практический круглый год солнце, тепло, естественное освещение. И, естественно, весь спектр объектов для кадра. Поэтому Ялта была востребована, поэтому появилась Ялтинская киностудия. Воронеж с его климатическими особенностями, конечно же, здесь мало подходит, – говорит организатор Воронежского киноклуба «Слово» имени Владимира Шуваева Владимир Паршиков.

Между тем, по словам режиссеров, Воронеж всё реже привлекает кинематограф не зря. В этом, отчасти, виноваты застройщики. Вся историческая часть здесь уже давно соединилась с современной. Поэтому воссоздать определённую эпоху здесь гораздо сложнее.  

Изменить ситуацию надеются региональные чиновники. И даже создали при департаменте культуры специальную комиссию. Входящие в неё эксперты должны будут каким-то образом рекомендовать кинорежиссерам нашу область для съемок. А также развивать региональный кинематограф.