«Судьба человека» и «Золотой эшелон». Какие фильмы снимали в советском Воронеже
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Исполнилось 115 лет со дня рождения Михаила Шолохова. Автор знаменитых произведений часть своей жизни прожил и в Воронежской области – в Богучаре, где учился в гимназии. Описания Воронежа уже после вошли и в его тексты.
А, например, фильм по повести «Судьба человека» частично снимали тоже в нашем регионе. Наш город вообще вошёл в историю отечественного киноискусства.
Первый игровой фильм ещё в 1912 году снял знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров. Мы решили вспомнить, о том, в каких крупных отечественных картинах также можно увидеть Воронеж. Подробнее об этом в материале спецпроекта «Вести Воронеж».
Там, где сейчас одни многоэтажки, тогда было лишь одно двухэтажное здание в чистом поле. Таким был Воронежский аэродром на Хользунова. Именно здесь, говорят, снимали первый полнометражный фильм «Лётчики» – он вышел в 1935 году. Одну из ролей в картине Юлия Райзмана сыграл Борис Щукин – его имя носит один из лучших театральных вузов страны. Долгое время о том, что именно здесь проходили основные съёмки никто и не знал. Место тщательно скрывали.
Небольшие склоны и маленькие дома на кадрах «Судьбы человека» – тоже Воронежская область. В фильме – родина главного героя Андрея Соколова. Его роль в фильме исполнил сам режиссёр – Сергей Бондарчук. В 1958 году именно здесь снимали жизнь Андрея Соколова до и после войны. Так, на кадрах встреча с любимой и их семейная жизнь.
А уже после – возвращение в родные края вместе с Ванюшкой. Легендарную сцену, где переживший войну и смерть родных Соколов встречает мальчика-сироту, также снимали здесь.
В фильме «Судьба человека» можно увидеть и Свято-Богоявленский Храм в селе Терновое Семилукского района. На кадрах он ещё полуразрушенный – от построенного в первой половине 18 века святилища тогда остались лишь стены. Именно здесь, по сценарию фильма, фашисты разместили военнопленных. А после часть из них расстреляли.
Краевед Владимир Размустов нашёл упоминание о Воронеже и в другом советском военном фильме. В одной из сцен картины «На пути в Берлин» два солдата в минуты затишья спорят об универмаге «Утюжок» и количестве его этажей – пять их или шесть. Оба, кстати, оказываются правы.
Воронеж стал площадкой и для кино о гражданской войне. Правда, в фильме «Золотой эшелон» наш город предстал Омском. Заснеженный, он всё же не до конца подходил на роль сибирского – метель порой приходилось создавать искусственно – с помощью ветродуя и рабочих с лопатами. На кадрах и запоминающиеся места города. В частности, педагогический университет в роли Центрального банка.
А вот мимо Казанского храма на лошадиной упряжке проехали актёры Елена Добронравова и Михаил Козаков. А уже после исполнитель главной роли Василий Шукшин поджидал её рядом с Покровским храмом.
В 1980 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Особо важное задание». Картина рассказывает реальную историю эвакуации Воронежского авиазавода в Куйбышев в 1941 году и развернувшего там серийный выпуск штурмовиков Ил-2. Неудивительно, что немало сцен сняли как раз на ВАСО – одном из самых закрытых предприятий. Например, огромные ангары. Снималась в фильме и легендарная Людмила Гурченко. В одной из сцен она вместе с Евгением Матвеевым идут по мосту. А на фоне – парящий ВОГРЕС.
Между тем, по словам организатора воронежского киноклуба Владимира Паршикова, назвать наш город кинематографичным довольно сложно. Всё потому, что потоковое кинопроизводство здесь так и не наладилось. Ближайший регион, который ещё с Советского времени получил свою киностудию, это Крым. Именно там чаще создавали столичные картины.
– Там, конечно, практический круглый год солнце, тепло, естественное освещение. И, естественно, весь спектр объектов для кадра. Поэтому Ялта была востребована, поэтому появилась Ялтинская киностудия. Воронеж с его климатическими особенностями, конечно же, здесь мало подходит, – говорит организатор Воронежского киноклуба «Слово» имени Владимира Шуваева Владимир Паршиков.
Между тем, по словам режиссеров, Воронеж всё реже привлекает кинематограф не зря. В этом, отчасти, виноваты застройщики. Вся историческая часть здесь уже давно соединилась с современной. Поэтому воссоздать определённую эпоху здесь гораздо сложнее.
Изменить ситуацию надеются региональные чиновники. И даже создали при департаменте культуры специальную комиссию. Входящие в неё эксперты должны будут каким-то образом рекомендовать кинорежиссерам нашу область для съемок. А также развивать региональный кинематограф.