В заповеднике Воронежской области решили пересчитать выхухолей

Из-за засухи число пригодных для них мест сильно уменьшилось.

4050
Вести Воронеж

Сотрудники Хопёрского заповедника приступили к осеннему учёту русской выхухоли. Процедура эта ограничена во времени и зависит от погоды. Как только выпадет снег, подо льдом уже ничего не увидишь.

Сейчас на водоёмах начинается ледостав. Под прозрачной коркой хорошо видны жилые норы  бобра, выхухоли, ондатры и выдры. Места обитания зверей определяются по разным признакам. Например, бобры и выдры выдают себя остатками недоеденных растений и проломами во льду. А вот выхухоль можно обнаружить исключительно по пузырькам воздуха. Они небольшие по размеру и имеют своеобразное расположение. Отличить их от других могут только опытные сотрудники. Нашли уже шесть нор.

Кроме ледового рисунка выхухоль больше ничем себя не выдаёт. Большую часть времени она проводит либо в норе, либо под водой. Когда озеро замерзает, она вообще не поднимается на поверхность.

Увидеть этого зверька – большая удача, никому из сотрудников заповедника до сих пор не удалось её даже сфотографировать. Однако, согласно последнему учёту, этих краснокнижных животных в Хопёрском заповеднике осталось от 150 до 200. В 70-80-х годах численность популяции доходила до 2,5 тысяч.

Из-за засухи в 2020 году часть озёр, где жила выхухоль, высохла или обмелела. Сейчас маленькому зверьку приходится делить место обитания с другими животными, чаще всего с бобрами. 

– Оценка численности популяции делается только на основании количества жилых нор, то есть самих зверей мы не считаем, потому что увидеть подо льдом их просто невозможно. Ну и даже если  заметим, что кто-то тёмненький мелькнул, определить одна выхухоль проплыла или две не получится. Количество  мест, пригодных для норения, невероятно сократилось в этом году в связи с обмелением водоёмов. Поэтому, число пригодных мест очень сильно уменьшилось, и звери просто сконцентрированы в определённых точках, – пояснила инженер по мониторингу окружающей среды научного отдела Хопёрского заповедника Анна Давыденко.