< >

Почему жители уругвайского городка учат русский язык и скучают по Воронежской области?

Вести Воронеж 7711

Ищут родню за океаном. Жители города Сан Хавьер, что в Уругвае, мечтают познакомиться с родными из Воронежской области. Они – потомки переселенцев, уехавших из Бобровского уезда в Латинскую Америку, так сказать, за новой жизнью, в начале 20 века. Это удивительно, но в городке, который бывшие жители Воронежской губернии основали больше века назад, продолжают хранить русские традиции и многие говорят по-русски. О тоске по исторической родине – репортаж Наталья Зубковой.

Нина Тарасенко уже лет 6 живёт между континентами. Её наняли преподавать русские народные танцы русским детям в Уругвае. Подопечные Нины по-русски почти не говорят, но старательно повторяют движения плясовой.

С педагогом жители Сан Хавьера подружились и через неё пытаются разыскать родных в далекой России. В Уругвай переехало

300 семей, около 2 тысяч человек. Нина Тарасенко привезла в Воронеж весь список – копию уникального документа начала 20 века.

«– Это выписка из домовой книги семьи Ворониных-Забелиных-Рудаковых. Их деды Забелин и Воронин выехали в Уругвай».

Предки жителей Сан Хавьера бежали в Новый Свет из-за гонений православного духовенства. Они были в современной терминологии сектантами – прихожанами церкви Новый Израиль. С собой переселенцы привезли сельскохозяйтсвенные орудия и семена, например, неизвестный местным жителям подсолнечник.

Нина Тарасенко, преподаватель танцев:

«В Латинской Америке не было семечек, не было подсолнечного масла, это наши воронежцы привезли, телеги ось, там не было вообще осей, это то, что завезли наши воронежцы в Латинскую Америку. Когда они взяли в Монтевидео кредит, чтобы поля засеять, приехала комиссия и увидела, как раз цвёл подсолнух. Говорят, мы вам дали деньги на зерно, а вы цветов насажали».

Подсолнухи до сих пор используют в символике города. А главное видовое место Сан Хавьера – площадь, украшенная огромными матрёшками. В культурном центре имени Максима Горького изучают русский язык, научились шить и воронежские костюмы – точно как в Бобровском уезде. В семьях хранят и кулинарные традиции. Например, очень популярен шашлык.

Больше 100 лет назад бывшие бобровцы высаживались на берег реки Уругвай.

Главой общины и духовным лидером был Василий Лубков. Он по легенде предрек Революцию и фактически спас членов общины от потрясений 20 века. Вот такие письма в 1922 году ему писала родня, оставшаяся в Воронежской губернии.

«– Мы голодаем уже третий год, как трудно переносить, особенно глядя в глаза детей, этих безвинных существ, которые просят хлеба, хотя бы кусочек хлеба. А где его взять, когда совершенно негде?».

Николай Сапелкин в качестве путешественника побывал в Сан Хавьере в начале нулевых. С тех пор начал по крупицам собирать документы по истории переселения. В коллекции – загранпаспорта, письма и подлинные фотографии русских основателей Сан Хавьера. Сейчас, рассказывает, русские эмигранты расселились по всему Уругваю и утратили идентичность, но в общине традиции стараются не потерять. Хотя от религии, можно сказать, отказались.

Николай Сапелкин, путешественник:

«Сейчас у них очень большой интерес к России, они тоскуют по России. Основная масса учителей, врачей, вузовских работников, тоже выходцы из Сан Хавьера, тоже люди, носящие этот самый русский дух».

Есть среди жителей русской общины и те, кто считает себя потомками знаменитых воронежцев. Во всяком случае, однофамильцами.

Екатерина Никитина, жительница г. Сан-Хавьер:

«Мой отец приехал, 11 лет было ему, он умел писать, читать по-русски. А потом научился по-испански и писать, и читать, в школу ходил тут тоже».

Михаил Дмитриев уверен, что его двоюродная прабабушка Надежда была женой того самого Василия Лубкова. Она дожила до глубокой старости и была уважаемым человеком в общине. Во всяком случае, родные в шутку называли её Мамашкой, как и члены общины.

Перед отъездом за океан она жила в доме сестры, потом из-за гонений муж приехал за ней и забрал в Уругвай. В середине 50-х она вышла на связь с родными в Боброве – подруга семьи, вернувшаяся в Советский союз, привезла письма, гостинцы и фотографии. На этом снимке Надежде Лубковой 95 лет, но, судя по надписи на обороте, её впору ещё раз выдать замуж.

Михаил Дмитриев, житель г. Бобров:

«Несколько писем было, вначале они писали о тех трудностях, которые пришлось им пережить после переезда в Уругвай. Голое место, жили в землянках, практически не было никакого хозяйства, было время выживания. А потом, это 50-е годы 20 столетия, там, конечно, был и достаток».

С далёкими родственниками руководитель бобровского Пенсионного фонда, говорит, познакомиться был бы рад, и обязательно провёл бы экскурсию по малой родине. Не знает только, как выйти на связь. По обе стороны океана родные рассчитывают на новое поколение. Дети из ансамбля русского танца уже однажды бывали в России и намерены навестить малую родину ещё. Наталья Зубкова, Юрий Вахтин, Александр Рудик

Читайте также