< >

Братство воронежских журналистов и филологов о романтике колхозной жизни

Вести Воронеж 3363

Романтика и суровые реалии колхозной жизни глазами воронежских журналистов и филологов. Преподаватели и выпускники ВГУ написали книгу воспоминаний о полевой практике. Назвали многосмысленно – «Архипелаг Колхоз». На работы активно ездили с 50-х по 90-е. В среднем каждую осень проводили в полях примерно месяц. Спасались юмором и даже ухитрялись зарабатывать. Причём, журналисты и филологи всегда трудились вместе.

Здесь сплошь «журфиловцы» – братство журналистов и филологов, рожденное на картошке. О колхозах они могут вспоминать бесконечно. Иосиф Стернин там трудился и студентом, и преподавателем. В общей сложности аж 2 года и 2 месяца. А Светлана Громова даже стала «картофельной рекордсменкой».

За день с бригадой собрала сразу тысячу ведер – вдвое больше обычного. Кадры таких выездов – Рогачевка, 1985 год. Условия так суровы, что девушек от парней по виду едва отличишь. Это полевая мода во всей красе. Однако, говорят, самые крепкие семьи вышли как раз из колхозов.

Светлана Громова, соавтор книги «Архипелаг Колхоз»:

«К вечеру нас «обаивали» парни, звучала гитара, и мы начищали себя, как могли и садились, встречались. В колхозе я встретила свою любовь, своего мужа. И родила от него двух детей».

Колхозный быт вспоминают как отдельную романтику. Таким вот был рабочий перерыв. Жили поначалу в хатах, после даже бараки без удобств, говорят, казались счастьем. Баня и вовсе – праздником. Похоже, как раз пока спали на земляном полу, у этих гуманитариев проснулась коммерческая жилка. Придумали, как за месяц на картошке неплохо зарабатывать. За еду и жильё рассчитывались сами, а вот свою зарплату получали «земляными яблоками».

Иосиф Стернин, соавтор книги «Архипелаг Колхоз»:

«Там 20% урожая, одну машину картошки, мы берём. И ребята, специальная бригада, выезжала, продавала по деревням. На эти деньги девчонки джинсы покупали, на юг ездили, 10 рублей стоил билет до Сочи на самолёт. Они по 100, по 150 рублей хорошая бригада получала».

Именно на картошке родился «филологический футбол», где парни против девушек. Причём, барышни гоняли мяч без правил. Ещё «ночь пакостей и дифирамбов» – последняя, перед возвращением в город. И неизменный чай «по-колхозному» – с сушками. Бидон и кипятильник бережно хранят с тех времен. Как и колхозное творчество. Песенное – про «На недельку на ночевку я уеду в Рогачевку» и словообразовательное.

«– Бойцы и бойцыцы, колхоз позади, и его не вернуть. Вчерашним циклоном обветрены лица и снегом засыпан нелегкий наш путь».

Сельские навыки эти городские помнят и сейчас – осваивали всё, вплоть до стрижки овец. С распадом союза, колхозы перестали существовать, вместе с ними ушла и полевая практика. Журфиловцы жалеют – уверяют, была своего рода тестом – как раз на картошке люди проявляли себя, как нигде.

Евгения Соседко, Андрей Солодов

Теги:

ВГУ

Читайте также