Блогер: «Воронеж легко полюбить с первого взгляда»
На этот раз столица Черноземья влюбила в себя жительницу Санкт-Петербурга.
– Воронеж легко полюбить с первого взгляда: зелёный, солнечный, приветливый, – так жительница Санкт-Петербурга под ником yukka описала в сети свои впечатления от прогулки по столице Черноземья. Недавно девушка приезжала в город вместе с туристической группой и смогла не только насладиться видами центральных улиц, но и погрузиться в их историю. Итог – очередное влюблённое в Воронеж сердце.
К описанию своего маленького путешествия гостья из северной столицы подошла с уважением, восхищением и даже скрупулёзностью. Предлагаем вам вместе с блогером ещё раз «пройтись» по окрестностям города и, возможно, вам удастся даже открыть что-то новое для себя.
«Воронеж легко полюбить с первого взгляда: зеленый, солнечный, приветливый… Выходишь за порог — и сразу попадаешь в красоту, а с каждого столба звучит музыка: это звучит городское уличное радио, по которому транслируют приятные мелодии и ценную информацию, начиная от новостей горадминистрации и заканчивая штормовыми предупреждениями. Под музыку, задающую настроение, так хорошо начинать прогулку — и прогулка эта обещала быть долгой и очень, очень занимательной.
Нам несказанно повезло с гидом — Ольгой Рудевой воронежским краеведом. Наша группа из Петербурга приехала в Воронеж на четыре дня для того, чтобы познакомиться с городом и его окрестностями: Дивногорьем, Белогорьем, окрестными усадьбами и дворцами.
Воронеж — город-миллионник, раскинувшийся на двух берегах реки Воронеж, в 8,5 километрах от впадения её в реку Дон. Этот город считается колыбелью русского военно-морского флота (именно здесь на рубеже XVII и XVIII веков Петр I строил корабли) и родиной воздушно-десантных войск (а это потому, что в 1930-м году на окраине Воронежа был сброшен первый советский военно-воздушный десант).
Воронеж — город множества парков, театров, исторических зданий. Многие из них — довоенные, дореволюционные — несмотря на то, что по официальным данным специальной комиссии, Воронеж был разрушен в Великой Отечественной войне на 92%, это (огромное!) число означает не утрату зданий как таковых, а лишь их непригодность для жизни. Дома подвергались бомбежкам, дома горели — и выгорали изнутри, превращаясь в собственные каркасы, коробки из стен и зияющих оконных проемов — но зачастую с сохранными фасадами, коваными лестницами, лепниной. Их жители — те, кому удалось спастись — уходили в подвалы. И когда враг был, наконец, изгнан из города — начали выходить на поверхность и, сначала потихоньку, а потом ударными темпами восстанавливать перекрытия в домах, возрождать город из руин.
Это сильно отразилось на воронежской архитектуре: если бы война не коснулась города, в нем и по сей день, вероятно, преобладал бы старинный купеческий стиль — а в результате послевоенной застройки центральные улицы наполнились торжественными зданиями сталинского ампира. Теперь на улицах Воронежа соседствует великое множество архитектурных стилей — от барокко до модерна, от ампира до конструктивизма — и, конечно, эклектики.
Мы провели первый вечер, шагая от дома к дому, от улицы к улице, и на каждой находилось что-то интересное. Начали с площади Ленина, главной, старейшей Воронежа, которая возникла в 70-х годах XVIII века как торговый рынок за пределами старого городского вала. Когда я другим вечером подходила к этому Ленину, на нём сидели птицы. Потом их напугал какой-то резкий звук, и они взлетели с плеч и головы Ильича и направились в ту же сторону, куда направляла их рука вождя!
Каменный Ленин указал птицам лететь в Кольцовский сквер. Это парк отдыха, построенный на бывшей территории кладбища, где в годы Великой Отечественной войны немцы хоронили своих погибших солдат. Надо сказать, кладбища в Воронеже вообще штука не вечная: так, на месте Ново-Митрофановского кладбища был в своё время построен цирк, а в конце XX века у власти и вовсе находился их принципиальный противник, вследствие чего все дореволюционные кладбища были убраны, застроены. Сохранить удалось только еврейское, вовремя переданное в распоряжение общине верующих, а многие другие подверглись уничтожению.
У входа в Кольцовский сквер стоит памятник самому Кольцову: этот бюст на высоком постаменте — один из старейших памятников в Воронеже, он был установлен вторым после памятника Петру I. Средства на возведение памятника собирались по подписке — то, что сейчас принято называть краудфандингом.
Наверное, стоит перечислить имена других литераторов, чья биография связана с Воронежем. Это Веневитинов, чье имение под Воронежем по сей день принимает гостей и является объектом культурного наследия федерального значения. Это мастер русского поэтического пейзажа Никитин, памятник которому стоит у входа на пешеходную зону улицы Карла Маркса. Это Бунин, в честь которого назван прекрасный зеленый сквер, в котором сидит его каменное изваяние, печальное с виду.
Мандельштам, отправленный в воронежскую ссылку на три года, как-то говорил приехавшей навестить его Ахматовой: «Как ты думаешь, поставят мне здесь памятник?» Прошло семьдесят лет — сбылось, поставили. Еще один памятник посвящен родившемуся в Воронеже Андрею Платонову. Он стоит на нем в развевающемся на ветру пальто. На левом пилоне — его имя, на правом — фраза: «А без меня народ неполный».
И ещё один памятник хочется показать: это памятник Самуилу Яковлевичу Маршаку, поддерживающему на лету маленькую девочку с крыльями. Памятник очень трогательный, если думать, что девочка символизирует детей, поднявшихся на крыло на его стихах, и очень печальный, если знать, что дочь Маршака Натанаэль погибла в детстве, опрокинув на себя самовар с кипящей водой, и это потеря отразилась на всей дальнейшей судьбе поэта.
Ещё одна сентиментальная скульптура — Белый Бим Черное ухо – герой повести Гавриила Троепольского. Он стоит на площади перед Воронежским театром кукол, и прохожие гладят его — кто по уху, кто по носу. Как это часто случается с такими памятниками, он уже оброс местными верованиями, будто бы исполняет желания.
Театр кукол «Шут» за его спиной начал свою историю в 1925 году в зале Воронежского университета. Он создавался как любительский, но пятью годами позднее был передан в подчинение областного отдела народного образования и далее работал при Молодом театре. Его современное здание было построено только в 1984 г. — и оно очень красиво и со всеми этими треугольными крышами и башенками выглядит как сказочный домик.
Мы побродили по воронежским дворам. У Ольги Рудевой для каждого здания находится интересный рассказ: не скупой список имен и дат, а яркая, эмоциональная история. Здесь почти каждый дом — свидетель истории, некоторые из них восстановлены и отреставрированы, какие-то находятся в запустении и нуждаются в защите от окончательного разрушения — за их спасение приходится бороться Ольге и общественному движение «Архдозор».
Добровольное радение за судьбы города — вполне в историческом духе Воронежа, среди жителей которого всегда было немало благотворителей. Например, богатейший воронежский промышленник Вильгельм прославившийся не только как делец, но и как великий меценат, построивший детский санаторий, школу, приют для слепых девочек, где их учили профессиям, доступным для незрячих — вязанию, пению, массажу.
Столль выделил средства на возведение нового здания училища слепых и пригласил туда лучших преподавателей из Петербурга, а кроме того, пожертвовал значительную сумму на строительство единственной в губернии глазной лечебницы — и по сей день в этом здании располагается офтальмологическая клиника. Немного позже в Воронеже было создано медицинское общество, специально занимавшееся вопросами оказания лечебной медицинской помощи бедному населению города.
Помещик Чуриков и купец Самофалов пожертвовали каждый по дому для открытия Александринского детского приюта, с 1860 года шло строительство и организация сети земских школ и больниц, которые зачастую открывались с материальным участием местных частных владельцев, Веретенникова, Киселева, Клочкова, династии Ольденбургских и дворян Раевских в Новохоперском уезде. В целом, меценатство было славной традицией края и особенно ценно было в нем то, что благотворители не просто помогали бедным деньгами — но давали их детям образование, позволявшее самостоятельно улучшать свою жизнь в дальнейшем.
Напоследок пока покажу еще один удивительный воронежский дом: дом-гармошку, состоящий сплошь из зигзага прямых углов в расчете на то, чтобы солнце в течение дня побывало в каждой комнате.
В Воронеже можно гулять почти бесконечно. По улицам, скверам и дворам, через три моста с «нарядного» правого берега на «практичный» левый — и обратно. Посреди реки есть остров, на котором жители проводят свободное время, в городе есть несколько замечательных смотровых площадок. В начале лета в Воронеже проводится потрясающий Платоновский фестиваль. Каждый месяц местные жители собираются на набережной, чтобы встретить восход полной Луны…
Я непременно вернусь сюда еще раз. Ну как тут не вернуться!»