< >

Марина Ракова о перспективах Воронежской области: «Строительством в полях все наелись»

Главный архитектор региона рассказала о комфортном жилье и необходимости метро.

Вести Воронеж 10892
Марина Ракова о перспективах Воронежской области: «Строительством в полях все наелись»

Как изменятся улицы и набережные Воронежа, какое жилье можно считать комфортным, как переориентируется строительная отрасль в новых экономических условиях и как горожане могут сделать город более красивым и удобным, рассказала руководитель регионального управления архитектуры и градостроительства Марина Ракова. Встреча с ней прошла в культурно-образовательном центре управления в рамках нового проекта «Архитектурная среда» во вторник, 9 января.

Марина Ракова возглавляет управление с апреля 2015 года. В целом она курировала архитектурную и градостроительную деятельность в регионе около десяти лет. В декабре 2017 году бывший губернатор Алексей Гордеев принял ее отставку. 11 января Марина Ракова отработает в этой должности последний день и приступит к работе в Севастополе. В рамках «Архитектурной среды» она подвела итоги своей работы в регионе и рассказала о перспективах развития областного центра.

О реновации старых кварталов

До 2030 года в Воронеже планируется снести 405 тыс. кв. метров ветхого жилья и построить на освободившейся территории площадью более 190 га 2,6 млн кв. м жилья в новостройках. В программу реновации входят 25 застроенных территорий, на которых расположены дома, возведенные в 1946-1970 годах. Износ зданий составляет уже более 70%. На территории нескольких кварталов уже активно идет снос старого жилья.

- Реновация - это естественный процесс изменения городской ткани. Проводить аналогии с Москвой нет смысла, у нас реновации таких масштабов нет и не планируется, потому что у города другие финансовые возможности, а у горожан – потребности, - уверена Марина Ракова. - Мы родились в другой стране и получили этот город в наследство таким, но сейчас все принципиально изменилось, и экономика, и отношения, и культура. И мы понимаем, что эти деградирующие территории могли оставаться в неизменном состоянии только до определенного предела. Теперь они должны изменить свое качество, свой облик и свои функции. Сегодня и экономика, и технологии таковы, что, например, столь масштабных промзон городу уже не надо. Задача в том, чтобы правильно осмыслить изменение их функционала.

Думаю, что освоение застроенных территорий в ближайшее время станет одним из основных направлений жилищного строительства. Это дорого, сложно, требует совместной работы архитекторов, экономистов и социологов, но это очень интересно. Массовой застройкой полей все уже наелись. К тому же город живет внутри своих границ, нельзя так активно и агрессивно наращивать мышечную массу, если скелет не в состоянии ее выдержать. Поэтому будущее за обновлением и развитием участков, застроенных ветхим жильем, и промзон.

В этом смысле я с трепетом и ожиданием смотрю в сторону левого берега. Оттуда потихонечку вычищаются старые двухэтажки. Старый фонд, конечно, был запредельно комфортным и человечным, с одной стороны. Двухэтажные дома, шикарные дворы, у каждого свой сарай, гараж, подвал, беседка и сад… Но с другой, этот масштаб уже не соответствует миллионному городу. Он должен меняться.

Я не теряю надежды, что с территорией левого берега городские власти поработают вдумчиво и индивидуально. Это, безусловно, должна быть квартальная застройка, семи-восьмиэтажное жилье, дворы без машин, пешеходные улицы. Высотные доминанты нужны, но я уверена, что комфортное жилье – это жилье, где дома не намного выше деревьев. Задел по массовой, высокоплотной застройке у нас уже огромный. Сама экономическая ситуация скоро сделает это жилье неликвидным, поэтому те, кто гибок и следит за рынком, будут переформатировать свои проекты. И если бы на левом берегу Воронеж показал совершенно новый подход к жилищному строительству, это был бы прорыв, – уверена Марина Ракова.

О перспективах жилищного строительства

В последние несколько лет Воронежская область неуклонно наращивала объемы строительства. Если в 2005 году в регионе возвели 800 тыс. кв метров жилья, то в 2016-м – уже 1,7 млн кв. м. В марте 2017 года экс-губернатор Алексей Гордеев отметил, что в области намерены исполнить рекомендации Минстроя и сократить объемы высотного строительства в пользу возведения жилья меньше этажности, но большего комфорта.

Марина Ракова считает, что переориентация строительной отрасли неизбежна и только лишь вопрос времени.

- Строительная отрасль – достаточно инертная машина, небыстро запускается и сложно перенаправляется. Очень важный сигнал дала федеральная власть, когда в конце 2017 года президент Владимир Путин подписал указ о показателях эффективности деятельности руководителей субъектов. В последние годы показатель количества вводимого в эксплуатацию жилья входил в число основных. Субъекты и города оказались во многом заложниками этой ситуации. И нужное количество метров нагонялось и за счет превышения плотности жилья, и за счет снижения уровня комфорта. С 1 января 2018 года этот показатель больше не учитывается. Мы расцениваем это как мягкое перенаправление вектора этой сложной и важной отрасли экономики: больше не надо много, надо качественно. Сейчас ждем ориентиров, что именно федеральная власть заложит в качестве стандартов этого самого комфортного жилищного строительства и нормативов для проектного и девелоперского сообщества.

Мы уходим от безумного количества вводимого в строй жилья. И это хорошо, его и так больше, чем нужно. Я не верю, что в наш Воронеж могут приехать одномоментно 300 тыс. человек, чтобы заселить все пустые квартиры, - отметила она.

О будущем воронежской агломерации

Воронежская агломерация включает в себя областной центр и граничащие с ним районы. Численность населения составляет 1,3 млн человек. В пригородных Новоусманском и Рамонском районах в последние годы активно строится жилье, но при этом темпы развития инженерной и социальной инфраструктуры не соответствуют темпам жилищного строительства. А перспективы Отрадненского и Яменского сельского поселений войти в состав Воронежа становятся все более реальными.

- Технически присоединить к Воронежу эти территории возможно. Но просто присоединение территорий не решает проблемы координации взаимодействия города и пригородных районов. Успешно проблемы сбалансированного развития города и пригорода, совместной реализации транспортных и инфраструктурных проектов можно решать в рамках межмуниципального сотрудничества.

Уже началась работа по присоединению к Воронежа поселка Отрадное Новоусманского района, определен и механизм, и сроки окончания работы – около двух лет. Но физическое наращивание массы города все равно не решит проблемы его инфраструктурного удобства и качества жизни. К тому же есть прозаические, житейские проблемы. Рамонский и Новоусманский район – сельские. И те, кто живет там давно, а не переехал в новое жилье, пользуются определенными льготами. Поэтому присоединение к Воронежу сельских территорий должно обсуждаться с населением, - уверена Марина Ракова.

О необходимости метро

Возрождение в Воронеже рельсового транспорта планируется в рамках пилотных российско-японских проектов по формированию комфортной городской среды. Концепцию воронежского метро специалисты Nikken Sekkei Ltd представили городским властям в конце апреля 2017 года. Осенью компания «Киносарг» презентовала технико-экономическое обоснование проекта. Согласно документу, воронежский метрополитен будет состоять из трех веток общей протяженностью 58,6 км. Стоимость только первой очереди работ оценили в 43,7 млрд рублей. Воронежские общественники считают, что необходимости в строительстве в городе метро нет. Такого же мнения придерживается и известный блогер Илья Варламов. В своем блоге он даже назвал десять причин, по которым Воронежу не нужно метро.

Марина Ракова считает иначе.

- Мое глубочайшее убеждение – что в ближайшие годы вопросы развития транспортной инфраструктуры выйдут на первый план, потеснив проблематику жилищного строительства, потому что город разросся, и не решать эти вопросы сейчас уже недопустимо. К большим и дорогим проектам всегда неоднозначное отношение, и всегда присутствует доля здорового скептицизма. Но существующая концепция метрополитена предполагает применение достаточно недорогой технологии, и она вполне удобоварима для Воронежа. Тем более что около 40% всей будущей сети – это ее наземная часть.

Что касается перспектив – то без федерального финансирования или частных инвестиций городу и даже субъекту в одиночку справиться будет достаточно сложно. А при благоприятном стечении обстоятельств этот проект реален. Самое главное, что у нас, по большому счету, другой альтернативы и нет, - убеждена Марина Ракова.

О развитии набережных

Концепцию планировки левого берега водохранилища на отрезке от ВОГРЕСа до улицы Димитрова региональные власти представили в 2016 году. Она предполагает возведение там храмового комплекса в византийском стиле в честь Святителя Митрофания, торгового центра «Европа» и нескольких спортивных объектов - Центра гребли на байдарках и каноэ, Центра спортивной гимнастики и Центра парусного спорта, а также благоустройство территории набережной.

- В ближайшей перспективе будет активно развиваться отрезок набережной, который начинается у Чернавского моста и заканчивается у ВОГРЕСА. Строительство ТРЦ «Европа» уже заканчивается. Готовится возведение большого и интересного храмового комплекса в честь Святителя Митрофания. Проектируется Центр парусного спорта. Петровская набережная пока стоит. Территория «Речного рынка» тоже будет стоять, пока не решится вопрос с изменением жесткости требований охраны культурного наследия. Я думаю, что на смену частному сектору на набережной Массалитинова может прийти четырех-пятиэтажное жилье более высокого качества, - предположила Марина Ракова.

Об активности горожан

Осенью 2017 года региональные власти разработали и утвердили программу по формированию в муниципалитетах области комфортной городской среды. Она рассчитана на 2018-2023 годы. За это время планируется отремонтировать 735 дворов, благоустроить 95 общественных территорий и привести в порядок, либо построить 95 объектов водоснабжения. На эти цели направят 2,74 млрд рублей. В Воронеже на благоустройство дворов и общественных пространств за пять лет потратят 1,5 млрд рублей.

- История с вовлечением в благоустройство города горожан и участием общественности в том, что будет происходить с нашими общественными пространствами, сейчас приобрела новую окраску и другое отношение - за это спасибо федеральному центру. Проект «Комфортная городская среда» активно насаждается сегодня в регионах. Один из основных его постулатов: советуйтесь с населением. И в малых городах Воронежской области это диалог реальный, честный и объективный. Недавно в управлении архитектуры и градостроительства мы обсудили 28 проектов благоустройства общественных пространств в 22 районах, и там реально власть обсуждала эти перемены с населением. Это избитая истина, но люди, которые ногами ходят по дорогам, лучше знают, какие это должны быть дороги. Но проекты должны разрабатывать профессионалы.

Мы обсуждали возможность запуска в Воронеже интерактивного ресурса, похожего на московского «Активного гражданина». У нас не получилось сделать это с регионального уровня. Мы открыты, не боимся диалога, но за началом этого диалога должны следовать действия, за которые нужно будет нести ответственность. При этом у нас нет для этого финансирования и полномочий, все они сосредоточены на уровне муниципалитета. Но я думаю, что это очень правильный формат общения власти и населения. Чтобы запустить такой проект, нужны волевые и технические усилия, и готовность к этому у местных властей уже есть.

Весной 2018 года будут активно обсуждаться все проекты, финансируемые за счет федеральных и региональных средств в рамках программы «Комфортная городская среда» лет. Думаю, это поможет настроить механизм диалога, - считает Марина Ракова.

О работе в Севастополе

- Один архитектор или одни архитекторы не в состоянии качественно изменить среду. Любые изменения и новшества – результат коллективной работы, мозгового штурма, общего интереса. Мало делать хорошие концепции. Нужно понимать, что такое уютный, интересный, комфорттый и современный город.

Пока несерьезно говорить о каких-то планах. Надо узнать, понять, почувствовать этот город, познакомиться с документацией, походить по улицам, прежде чем говорить о проектах и идеях. Я еду туда работать. А работа складывается и из анализа документов, и из идей, порывов, вдохновения. Надеюсь, что все это удастся собрать воедино и отдать этому городу тот опыт, который я приобрела здесь, в Воронежской области. Уверена, он будет полезен в Севастополе. А возможность поработать с городом, его тканью, будь то локальные решения или глобальные градостроительные проекты, вызывает у меня большой интерес, - рассказала Марина Ракова.

Елена Гончарова

Читайте также