«Домашнего мяса нет». Как район Воронежской области переживает карантин по АЧС
В Калаче уничтожили более 13 тыс. свиней.
Фото: Вести Воронеж
В Калачеевском районе ликвидируют вспышку африканской чумы свиней (АЧС), очагов сразу два. Карантин установлен до весны следующего года. Самое плохое, всех животных в так называемой первой угрожаемой зоне придется уничтожить. Подробности в материале «Вести Воронеж».
Ветеринар, участковый и представитель администрации. Таким гостям здесь не очень рады. Но делать нечего, со свиньей придется попрощаться. Тушу взвешивают, владельцам платят компенсацию за каждый килограмм. В районе уже появились предприниматели, задёшево скупающие свинину из угрожаемой зоны, рассказывают ветеринары. Власти просят селян не продавать никому, кроме официальных органов.
– А кто его собирает? Его никто не берёт сейчас. Куда его? Вывоза нет, ничего нету… Все оно останется тут, – считает житель села Заброды Юрий.
Одной из первых пострадала эта ферма, рассказывает брат владельца Василий Никулин. Он арендует землю у колхоза «Большевик» и держал животных в, мягко говоря, ветхих постройках. Конечно, ни о какой защите речь здесь не шла. Сначала заболели семь свиней.
– Брат обнаружил, что отказываются от пищи, 30-го пала одна свинья, приехали, взяли анализы, направили на Воронеж, Воронеж подтвердил АЧС, – рассказал фермер.
Карантин по африканской чуме свиней власти объявили в начале октября. В первую угрожаемую зону, где должны быть уничтожены все свиньи, попали несколько населенных пунктов района. В том числе и сам Калач. Во второй угрожаемой зоне весь район. Мясо свиней запрещено закупать и вывозить за его пределы. Так будет как минимум до 2 марта.
– В основном проверяется транспорт грузовой, который совершает грузоперевозки, это «Газели», легковые машины с прицепом, два дня назад была остановлена фура, которая перевозила груз без ветеринарных сопроводительных документов, – говорит ветеринарный врач Юрий Лазько.
На Колхозном рынке Калача ряды, где торговали домашним мясом, опустели. Продают только говядину и свинину промышленного производства. Хотя и эту проверенную продукцию, признаются продавцы, стали брать намного меньше.
– Всё промышленное у нас. Домашнего вообще нет, – говорит продавщица.
Свинокомплексы «Агроэко» в Калачеевском районе продолжают работать. Такое право им дает самая высшая четвертая степень биологической защиты. Она практически исключает попадание вируса в так называемую чистую зону, где находятся животные. Весь автотранспорт дезинфицируют. Корм для свиней предварительно проходит термическую обработку. Сотрудники перед тем, как приступить к работе, принимают душ, переодеваются и проходят санитарный контроль. Компания делает всё, чтобы предотвратить распространение вируса. «Агроэко» сама дважды страдала от АЧС и как никто понимает ситуацию. Чтобы поддержать пострадавших калачеевских свиноводов, здесь приняли решение о дополнительной компенсации. К ста рублям за килограмм живого веса, которые выплачивает государство, «Агроэко» добавит еще тридцать. Механизм пока разрабатывается, но в скором времени жители начнут получать доплату.
– Для нас самая главная, приоритетная задача это сохранить свои свинокомплексы, сохранить свои объекты, сохранить рабочие места. Каждый день отбираем пробы на африканскую чуму свиней и отправляем в аттестованные лаборатории для того чтобы, ну, быть на сто процентов уверенными, что все у нас хорошо, – пояснил директор по производству группы компаний «Агроэко» Евгений Найденов.
Рядом с очагом АЧС в поселке Пригородный расположен ещё и крупный мясокомбинат. Он тоже имеет четвёртую степень защиты и работает. А в спецхозе «Калачеевское», втором очаге чумы, уже уничтожили 13 тыс. животных.