«Лучше бы меня убил». Экс-жена воронежского стрелка рассказала суду о гибели сына с невесткой
Вся боль и трагедия семьи – в трёх историях.
В Воронежской облсуде в понедельник, 24 сентября, приступили к допросу потерпевших по делу о расстреле семейной пары. На скамье подсудимых 64-летний Александр Зонов, убивший сына и невестку, покушавшийся на судебного пристава и напавший с ножом на полицейских. Показания против пенсионера дали его бывшая жена Александра Зонова, теща его сына, вторая невестка, внук и опекун мальчиков, которые в один день потеряли обоих родителей.
Почему Александр Зонов решил устроить кровавую расправу над родным сыном, что могло быть предвестником трагедии, и как семья переживает случившееся, в репортаже «Вести Воронеж» из зала суда.
История семьи
Допрос потерпевших судья Ольга Шингарёва начала с экс-супруги подсудимого Александры Зоновой. Заметно взволнованная женщина о своей жизни и трагедии рассказывала долго и подробно. Она старалась не смотреть в сторону клетки, где сидел бывший муж. Александр Зонов то раскачивался под её слова, то скрывался за нижней частью ограждения, то пытался что-то возражать, поэтому судья сделала ему несколько замечаний.
Александра Зонова познакомилась с супругом больше 40 лет назад. У пары, которая тогда жила в городе Печоры, в 1978 году родился старший сын Александр. Ему в 2018 году исполнилось бы 40 лет, если бы отец не расстрелял сына 27 сентября 2017 года. Зонова вспомнила о разводе в 1988 году, когда Александр Зонов ушёл из семьи. Она тогда готова была на окончательный разрыв, но материнское сердце дрогнуло из-за Саши – тот очень любил отца и не хотел с ним расставаться. Ради сына Александра Фёдоровна простила мужа и приняла обратно в семью. Развод так до конца и не оформили – не забрали свидетельство о расторжении брака, что сыграло потом в 2010 году свою роковую роль при разделе имущества.
– Тюрьма по нему давно плакала, – уверила собравшихся Александра Зонова.
Она рассказала о судимости Зонова в 70-х, когда он не повиновался милиции. Позже у него были разные пьяные конфликты, но всякий раз мужчину от глупостей оберегала жена. Александра Зонова подчеркнула, что к семье Зонов агрессии не проявлял, детей и её никогда не трогал. Правда, и мальчиками особо не занимался.
– Жил только для себя. Отдыхал по курортам всегда один, заботился о своём здоровье, – рассказала женщина.
В 2000-х семья Зоновых переехала из Печор к родным в Воронеж, где долгое время жила семья сестры Александры Фёдоровны. К тому времени старший сын уже создал свою семью – переезжал уже с супругой и маленьким сыном. Зоновы поселились в микрорайоне Тепличный. У них появился небольшой семейный бизнес – павильон автозапчастей и шиномонтаж. Александр поначалу жил с семьёй, где появился второй сын, в квартире, а позже перебрался в дом неподалёку от родителей. Младший сын Сергей также женился и обосновался с семьёй у родителей.
История конфликта
Разлад в семье Зоновых случился в конце 2010 года, когда Александр Зонов, пока младший сын с семьёй были на отдыхе, привёл любовницу. После этого его супруга до конца оформила развод, и семья стала делить имущество. Процедура с учётом судебной системы и характера Александра Зонова оказалась очень болезненной. По словам Александры Фёдоровны, бывший супруг постоянно пакостил – то выкрадет документы, то развалит забор, то нальёт в бак её машины кислоты, то испортит замок в автомагазине. Осенью 2011 года Зонов поджёг шиномонтаж, который был спорным имуществом. Когда сгорела крыша, он сказал сыну Сергею: «Теперь и делить нечего».
– Он постоянно требовал от нас денег. Несколько раз у него были потасовки с сыновьями. Как-то он избил Сергея, мы обратились в полицию. Но всякий раз по всем поводам нам отказывали в возбуждении дела, – рассказала Зонова. – Сын с невесткой взяли кредит и выплатили ему 1 млн рублей за его часть дома, я тоже взяла займ в 750 тыс. рублей и ему отдала. Но это нигде не было зафиксировано, поэтому он стал требовать эти деньги снова.
Дом на улице Рушниковая в итоге остался Александре Зоновой и семье сына Сергея. Шиномонтаж пришлось продать, магазин автозапчастей продолжал принадлежать семье сына Александра. На какое-то время семья сына Александра уступила Зонову свою квартиру, потом он перебрался в жильё к знакомому.
Окончательный раздел имущества произошёл по суду в июне 2012 года. Семья осталась должна Зонову денег, которые потихоньку выплачивала. Он тоже оказался должен жене больше 300 тыс. рублей. Зоновы попытались договориться в отделе судебных приставов о взаимозачёте, но это оказалось невозможно. В свою очередь, Александр Зонов требовал от приставов, чтобы те заставили семью выплатить ему долги. Что тоже оказалось невозможно – у закредитованной семьи просто больше не было финансовых ресурсов.
В 2017 году во время очередного суда Александр Зонов попросился жить обратно домой – без права на долю в нём.
За отца перед Александрой Фёдоровной снова просил старший сын. «Пусти его, может, хоть перестанет колобродить», вспомнила женщина его слова. К тому времени от Зонова бывшей семье всё равно не было покоя – он постоянно следил за сыновьями, их жёнами и детьми. Пустить Зонова жить в часть дома с отдельным входом тогда показалось не самым плохим решением. Он, действительно, немного успокоился, хотя и продолжал слежку.
– Ничего он не сделает, просто нас пугает, – уверял Александр мать, переживавшую из-за частых угроз бывшего супруга.
Однако Наталья, супруга Александра, думала по-другому. Она боялась, о чём говорила своей матери и второй невестке Зоновых.
– Ей было страшно жить, страшно спать, страшно ходить на работу, – пояснила Ирина Зонова о жалобах Натальи и добавила. – За те деньги, которые мы ему заплатили, мог бы дом себе купить, внуков в гости брать, радоваться жизни. Но человек решил по-другому.
О плохих предчувствиях Натальи суду рассказала и её мама, тоже сейчас потерпевшая. Как-то на улице тесть плеснул в лицо Наталье воду, пообещав, что в следующий раз это «будет кислота». Она также знала от мужа, что его отец спрашивал у знакомых, где купить ружьё.
История трагедии
В тот день, 27 сентября 2017 года, семья Зоновых сначала узнала не о двойном убийстве, а о пожаре. Жильцы дома на улице Рушниковая были на работе, дети - в школе. Примерно в 10 утра Ирине Зоновой на мобильный телефон позвонила соседка и сказала, что у них горит баня. Та предположила, что там «парится отец», как почти каждый день. Но соседка уверила, что дым идёт куда более сильный. Ирина тут же позвонила мужу и поехала домой. Первым с работы к горящему дому на улице Рушниковая примчался Сергей.
Мужчина стал разматывать поливочные шланги для тушения дома, и его «повязали» полицейские, оказавшиеся там раньше спасателей. Выяснив, что он хозяин дома, а не поджигатель, стражи порядка спросили, кто из родных живёт у них на улице Семёновской. Сергей ответил, что там находится дом брата. Вместе с полицейскими мужчина прошёл к дому Александра, где узнал о том, что брата с женой нашли застреленными в машине. Сергей тут же сказал, что убить их мог только один человек – отец. Сразу же после этого начались поиски не неизвестного убийцы, а Александра Зонова.
После убийства сына с невесткой Александр Зонов не просто вернулся поджёг дом бывшей жены, но и открыл там газ в котле, чтобы дом взлетел на воздух. Александра Фёдоровна рассказала, в каком ужасе она была, когда услышала «завывание» котла и поняла, что 10 минут промедления, и дом бы взлетел на воздух.
Тогда женщина ещё не знала, что её старшего сына и невестки нет в живых. Она не смогла дозвониться и побежала к дому Александра и Натальи, но там было оцепление. Полицейские, ничего не объясняя, стали расспрашивать Зонову о муже – где он может скрываться. Женщину в тот момент волновало только одно, живы ли сын с невесткой. Полицейские уговорили Зонову поехать с ними на «УАЗике» показать бывшую съёмную квартиру экс-супруга. По возвращению женщину снова не пустили к дому старшего сына – правда, сказали, что он и невестка живы. Александра Фёдоровна немного успокоилась и согласилась поехать в Следственный комитет, чтобы помочь в поисках Зонова. Когда женщина была там, ей позвонили на мобильник с незнакомого номера из ритуальной службы.
– Вы обоих будете хоронить или одного? – спросил в трубке деловитый голос.
Так Александра Зонова узнала, какая трагедия постигла её семью.
– Лучше бы меня убил, а дети были бы живы, – Александра Зонова едва сдерживала слёзы во время дачи показаний.
В это время невестка Ирина и Светлана, племянница Зоновой, приехали в школу забирать детей. Были опасения, что Зонов захочет расправиться с сыновьями Александра и Натальи. Поэтому силовики решили на время «спрятать» детей.
– Меня вызвали в кабинет к директору, там были тёти, друг отца. Мне директор рассказал, что произошло – что Александр Евгеньевич убил моих родителей. После этого нас с братом отвезли в больницу, – рассказал суду старший сын погибших.
Юноша и его младший брат живут сейчас в семье тёти. Опеку над ними оформила двоюродная сестра отца. Её семья живёт рядом с Зоновыми, поэтому дети продолжают общаться с бабушкой, дядей и его детьми. Они до сих пор восстанавливают сгоревший дом. Ущерб от пожара составил 2 млн 100 тыс. рублей. Кроме того, Зоновы оценили моральный ущерб от пожара и гибели брата и сына в 3,5 млн рублей. Общий иск к Александру Зонову от бывшей семьи составил 5 млн 600 тыс. рублей.
Что касается мальчиков 10 и 16 лет, потерявших маму и папу, они стойко переносят трагедию и стали утешением для родных.
– Ребята хорошо воспитаны, учатся на 4 и 5, занимаются спортом. Считаю, что надо их вырастить и вывести в люди. Конечно, они постоянно вспоминают родителей – рассказывают, как у них было дома, как делала мама, что говорил папа, плачут, – рассказала Светлана и объяснила суду, почему стала опекуном племянников. – У моего брата была очень хорошая семья. Мы очень дружили, он мне был как родной брат. Поэтому я не смогла поступить иначе.
В ответ на показания когда-то близких людей из клетки от самого Александра Зонова слышались или возражения, или вздохи. До этого он сообщил журналистам, что сожалеет о случившемся, назвал себя «сволочью». Сейчас Зонов думает, что конфликт с семьёй можно было бы разрешить совсем другим способом.
В ближайшее время в суде выступят начальник отдела судебных приставов, которую Зонов серьёзно ранил из-за претензий к её работе - за то, что та долгое время не могла взыскать долги с его сына и супруги. Женщину спасли врачи. Допросят также двух полицейских, которым при задержании Зонов угрожал ножом. Одному из них пришлось прострелить вооружённому пенсионеру ногу. Кроме того, в суде допросят порядка 100 свидетелей трагедии.
С большой долей вероятности Александра Зонова ждёт пожизненное заключение. О самом строгом наказании для него суд попросили и матери погибших.