< >

«Лютый идиотизм». Как Воронеж превратился в город заборов

Урбанисты уверены, однотипные заграждения только уродуют пространство.

Воронеж – город заборов. Металлические конструкции устанавливают вдоль тротуаров, вокруг детских площадок и арт-объектов. Часто однотипные и покрашенные в чёрный цвет. Причём с каждым годом ограждения становятся выше. Общественники называют их бесполезными, урбанисты уверены – это «лютый идиотизм». Но сами воронежцы утверждают: нет другого выхода, заборы – необходимость.

Потоки пешеходов и автомобилистов на улице Кольцовской разделяет забор. Чтобы оставить машину на парковке и попасть на тротуар, нужно либо идти по проезжей части, либо перелазить. Оба варианта небезопасны и неудобны – корреспонденты проверили вместе с Михаилом Аксёновым, активистом движения «Город и Транспорт». Он уверен – ограждения бесполезны.

– Это неправильно, такого быть не должно. Потому что города в первую очередь – для пешеходов, – отметил сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксёнов.

Воронежские водители уверены: заборы – это безопасность, они дисциплинируют пешеходов, мешают им перебегать дорогу в неположенных местах.

И это тот редкий случай, когда автомобилисты солидарны с сотрудниками ГИБДД. Те регулярно составляют списки аварийных мест и рекомендуют мэрии ставить там ограждения. Хотя опыт других городов, рассказывает известный урбанист Аркадий Гершман, показывает другое.

– Если мы говорим о заборах вдоль улиц – это, конечно, лютый идиотизм. Есть опыт Москвы, где политически смогли победить гаишников точнее, договориться с ними, что мы не ставим в центре заборы, но мы делаем успокоение трафика, чтобы есть 100 км в час ехать было не комфортно, – пояснил урбанист Аркадий Гершман.

Забор – показатель того, что с пространством что-то не так, говорят урбанисты. Либо есть ошибки в проектировании территории, либо у жителей отсутствует вкус. Правда, в большинстве случаев ограда, скорее, необходимость. Например, для того, чтобы избавиться от чужих автомобилей. Во дворе дома на Циолковского упорядочили парковку – стоило лишь поставить заборы. В соседнем дворе – стихийная стоянка. Жители на Фридриха Энгельса потребовали от мэрии закрыть территорию их дома после того, как автомобили стали ездить прямо по тротуару.

– Тут была стоянка, мало того, что стоянка, люди заезжают, видят, что стоит машина. Вот не было столбиков, ездили по этой части, она была проезжей. То есть, у нас было две проезжих части, – рассказала жительница дома 12 по ул. Фридриха Энгельса Ольга Попова.

Впрочем, забор иногда ставят и без необходимости. Например, во дворе на улице Варейкиса огорожена не только детская площадка по периметру, но и каждый участок палисадника, каждая пешеходная тропинка. Местных жителей это не смущает. И даже радует – особенно молодых мам.

Пример подают чиновники. Заборчиком, который пользователи соцсетей назвали «кладбищенским», огородили макет Меркурия. Местные жители пожаловались на то, что он не подходит по стилю баркалону и оградку, которая должна была символизировать морские волны, демонтировали.

Клетку поставили и возле граффити в память о лётчике Романе Филипове. Чтобы водители не парковались вплотную к стене и не закрывали обзор.

Двор – территория жителей. Они должны сами решать, что им нужно в нём поставить, в каком количестве и какого цвета. Но коммунальщики зачастую предлагают людям стандартные проекты благоустройства, которые не соответствуют представлениям о современной, комфортной, а главное – открытой городской среде.

Ландшафтные дизайнеры предлагают избавляться от любых заграждений, если это невозможно – заменить их хотя бы на декоративные столбики, клумбы, а проезжую часть отделить от тротуара можно, например, велодорожкой. Но пока в Воронеже нет единой концепции оформления города, которую могли бы использовать чиновники, строители и коммунальщики количество ограждений растёт каждый день.

Ещё по теме

Читайте также