< >

Праздник с оркестром. Как запускали новые поезда в советское время

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Фото: Вести Воронеж

В Воронеже запустили туристический ретро-поезд. Теперь он будет курсировать от города до Рамони раз в неделю – по субботам. Мы же решили вспомнить, какими были ЖД перевозки в советское время. Ко дню железнодорожника подготовили кадры, на которых – первые электропоезда, строительство путей и атмосфера переполненных вагонов. С подробностями – корреспондент «Вести Воронеж».

Архив 1960-е годы

На этом месте совсем скоро будет платформа. Вот так в 60-х годах воронежцы аккуратно строили место посадки и высадки пассажиров. Железобетонные блоки укладывали с точностью до сантиметра. Когда все части на месте, арматуру сваривают. Уже после контрольные измерения – на всякий случай проверяют расстояние от конструкции до путей. И всё это – в короткие перерывы между движением поездов. Одни буквально проносятся вблизи рабочих. Другие – только начинают движение неподалёку. Этот грузовой состав, например, тащит настоящий паровоз.

Электрификацию ЮВЖД проводили так: пока по путям активно движутся паровозы, электрические локомотивы, покрытые снегом, ждут своего часа. Пустить их дело в советское время было одной из главнейших для железнодорожников задач. К середине 60-х годов почти 90% всех рейсов выполняли уже электровозы. Это – один из первых таких на вокзале Россоши. Для людей запуск нового поезда был важным событием – в честь него устроили целый праздник с высокими речами и перерезанием ленты. Уже на платформе началась настоящая толчея. Сам же состав с надписью «Вперёд к коммунизму» красиво проехал под звуки оркестра.

Бывала и очередь из товарных составов. Трубы, огромные колёса, песок, бетонные блоки и доски. Всё это тогда отправляли по железной дороге.

Владимир Орлов в грузовых перевозках проработал около 40 лет, а теперь трудится в совете ветеранов ЮВЖД. Рассказывает, раньше свободных вагонов было не найти, сейчас же основная нагрузка легла на автотранспорт.

– Не хватало вагонов, не успевали их грузить. Всё делала железная дорога. Были специальные грузовые дворы, которые снабжены по плану техникой. Там погрузчики, краны, грузчики в конце концов. Сейчас ситуация резко изменилась. И не только из-за того, что произошло в 90-х общее сокращение грузовых перевозок. Я вот такой пример приведу. Сахар – Хохольский завод. Дороги не было лет 30-35 назад. Грузили в вагон. Во-первых, этот вагон ждали сутки, а то и больше, потому долго грузили, потом он стоял, чтобы его довезли до Придачи. Пять суток проходило, – вспоминает Владимир Орлов.

Пассажирские перевозки в советское время были популярны не меньше. Поезд буквально забит. О том, чтобы посидеть от скуки в смартфоне тогда и мечтать не могли. Поэтому всем вагоном тут начали петь песни.

Архив 1980-е годы

Зимой 1987 года для воронежцев запустили туристический состав. Его маршрут как у современного ретро-поезда. Проехать на таком зимой можно было от Воронежа до Рамони. Отправление сопровождала игра оркестра. Между тем, воронежцы на поезд спешили с лыжами. Всё потому, что на конечной остановке проводили гонки, а также туристическую эстафету и даже шахматный турнир. Важный этап этих зимних развлечений танцы, рыбалка и, конечно, шашлык. Его особенно ждали дети.

Автомобили и самолёты с железнодорожным транспортом в Советском Союзе сравниться не могли. На поездах перевозили почти 80% всех грузов, и больше половины пассажиров. Сама дорога была одной из самых протяжённых в мире и уступала лишь США.

Современные российские пути третьи по протяженности в мире. Между тем, по словам самих железнодорожников, спрос на их услуги растёт, а качество нынешних перевозок выросло в разы. Это касается, в том числе, комфорта и скорости.

Присоединяйтесь к нам в Яндекс.Мессенджере
Добавьте нас в избранное в Яндекс.Новостях
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях

Читайте также